ПРЕДЛАГАЕМ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ИНТЕРВЬЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРОКУРОРА РЕСПУБОЛИКИ БУРЯТИЯ МАГОМЕДОВА Т. Ф. ГАЗЕТЕ «НОВАЯ БУРЯТИЯ».

Ноябрь 18, 2013

Головотяпство в системе образования

«Новая Бурятия» попросила прокомментировать ситуацию заместителя прокурора Республики Бурятия, старшего советника юстиции Талеха Магомедова.

Как недавно выяснилось, в системе образования Бурятии местами царит настоящая неразбериха. В частности, прокурорская проверка выявила вопиющий случай массового нарушения прав воспитанников в государственном казенном образовательном учреждении «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в с. Галтай (Мухоршибирский р-н). «Новая Бурятия» попросила прокомментировать ситуацию заместителя прокурора Республики Бурятия, старшего советника юстиции Талеха Магомедова.

– Уважаемый Талех Фикретович, в чем суть ситуации в школе-интернате в Галтае?

– Там уже на протяжении нескольких месяцев почти восемь десятков несовершеннолетних воспитанников учреждения проживают в семьях работников школы-интерната без оформления соответствующих документов. Прокурорская проверка, помимо нарушений прав воспитанников данного интерната, выявила целый ряд других нарушений.

– А по какой причине воспитанники школы-интерната оказались вне стен этого учреждения?

– Проверка выявила, что директор учреждения Гомбоева Г.П. в ходе подготовки к учебному году утаила от контрольно-надзорных органов факт проведения торгов по ремонту столовой школы-интерната. 5 августа 2013 года был подписан акт проверки готовности учреждения к новому учебному году. Однако уже 4 сентября директор начала капремонт столовой, который планировалось завершить 30 сентября. В ходе ремонта проживание воспитанников в школе-интернате было невозможным, поэтому детей нужно было куда-то пристроить.

Ремонт затянулся, поскольку подрядчик ООО «СибСтройСнаб» вдруг обнаружил, что для проведения ремонта необходимо проведение дополнительных работ – полной замены несущей стены заднего фасада, добавления венцов в верхней части здания и полной замены простенков. Эти работы не были предусмотрены сметой и потребовали дополнительного финансирования. На эти цели были выделены еще почти 2 млн рублей по согласованию с Минобразования и науки РБ, но заключение контракта затянулось.

При этом, несмотря на остановку ремонта, ни руководство школы-интерната, ни Министерство образования и науки Республики Бурятия не предприняли адекватных мер по обеспечению сирот проживанием и образованием. Хотя могли перевести детей в другое учреждение. Детей же просто передали в семьи работников интерната. Соответствующие заключения предоставил орган опеки и попечительства Мухоршибирского района. В качестве временной меры приемлема и такая мера, но закон ограничивает ее действие одним месяцем. Ответственные госорганы, как мы видим, пустили ситуацию на самотек. Ремонт стоял, дети проживали в семьях, а на продление срока проживания детей в чужих семьях письменного согласия органа опеки не было. Фактически не было никакого контроля со стороны органов опеки за условиями проживания этих детей.

– А какими были условия проживания воспитанников?

– Условия проживания в семьях оказались стесненными. Детям из интерната выдавали матрасы и постельное белье, поскольку мест для сна в семьях не всегда хватало. Обнаружились и другие нарушения – нарушался порядок питания детей. Требования-накладные на продукты питания содержали завышенные в два и более раза нормы отпуска на одного ребенка. В ряде случаев отсутствовали даты выдачи, единицы его измерения, цены. Тем временем, несмотря на приостановку работы столовой, ее работникам выплачивалась зарплата.

Также обнаружилось, что до возникновения этой ситуации 40 воспитанников школы-интерната были переданы на воспитание в приемные семьи жителей Мухоршибирского района. Однако приказов об их отчислении из числа воспитанников учреждения и прекращении их государственного содержания не было. Хотя приемные семьи получают средства на содержание этих детей. Это создало почву для возможных злоупотреблений. Еще часть воспитанников находилась в психоневрологических стационарах, других учреждениях без оформления соответствующих документов.

– Спасибо большое за комментарии, Талех Фикретович.

Итак, с одной стороны глава республики Вячеслав Наговицын ратует за передачу в обычные семьи детей-сирот. С другой стороны, в Галтае ситуация, вероятно, стала следствием головотяпства директора учреждения и, по всей вероятности, полной бесконтрольности со стороны Министерства образования РБ. Возникшая ситуация явно нештатная. В министерстве, куда «Новая Бурятия» обратилась за информацией, пообещали прокомментировать ситуацию на следующей неделе.

Тимур Дугаржапов