Предлагаем  вашему вниманию доклад заместителя прокурора республики Г.Н. Ковалевой  на первом открытом форуме прокуратуры Республики Бурятия по  вопросам защиты прав предпринимателей.

Уважаемые участники открытого Форума!

Вопросы защиты прав предпринимателей, создания благоприятного инвестиционного климата находятся на постоянном контроле прокуроров. Более пяти лет при прокуратуре республики успешно действует Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. В его состав входят представители крупнейших предпринимательских сообществ, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия.

В практике работы Совета не только обсуждение актуальных вопросов состояния законности, но и проведение совместных проверок, организация выездных приемных на базе Торгово-промышленной  палаты, Союза промышленников и предпринимателей Республики Бурятия и в районах республики.

Форум – это еще одна мера обеспечения взаимодействия органов прокуратуры с предпринимательским сообществом, органами государственной власти, контролирующими органами, средствами массовой информации. Наша задача – обеспечить открытость, доступность к обсуждению проблем бизнеса. В формате «живого» разговора обсудим вопросы состояния законности в сфере защиты прав предпринимателей, возникающие проблемы и меры, принимаемые по их разрешению, определению перспектив дальнейшего взаимодействия.

В работе Форума принимают участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия Дашиев Анатолий Батуевич, президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия                                           Зураев Игорь Иванович, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Республики Зайцев Николай Семенович, исполнительный директор БРО «Опора России» Иванов Леонид Александрович, заместитель министра промышленности и торговли республики Чебунина Оксана Ивановна, руководители контрольно-надзорных органов, хозяйствующих субъектов.

За последние два года прокурорскими проверками охвачены вопросы законности оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, снижения административных барьеров при реализации контрольно-надзорных функций. По результатам надзорных мероприятий пресечено свыше полутора тысяч нарушений законодательства. По результатам проверок принято более 300 мер прокурорского реагирования.

Особое внимание уделяется защите прав предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.

Значительное снижение плановых проверочных мероприятий обусловлено введенными в 2015 году «надзорными каникулами» для субъектов малого бизнеса.

Если в 2010 году органами контроля было проведено более 8 тысяч плановых проверок, то на 2016 год уже в ежегодный план внесено чуть более 3,5 тысяч проверочных мероприятий, а на 2017 год запланировано 2,4 тысячи. То есть количество плановых проверок снизилось более чем на 70%.

Большая работа по исключению проверок в отношении данной категории предпринимателей была проделана прокуратурой республики в 2015 году – исключено из проектов планов органов контроля более 900 проверок, в этом году обязанность учитывать требования при формировании плана на 2017 год возложена на органы контроля. Но все-таки 424 проверки, планируемых в отношении субъектов малого предпринимательства, были исключены из проектов планов прокуратурой республики.

Государственная политика нацелена на сокращение контрольных мероприятий, особенно в тех сферах, где такая деятельность избыточна и нецелесообразна в связи с низким риском возникновения ситуаций чрезвычайного характера или способных принести вред здоровью людей. Законом предусмотрено применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Эти требования законодательства  были учтены при формировании ежегодного плана проверок на 2017 год при планировании работы органов Роспотребнадзора, государственного пожарного надзора, надзора в области связи.

Если при формировании плана на 2016 год уполномоченными органами в обозначенных сферах было запланировано 1 727 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то уже в этом году проектами планов было предусмотрено на 38% проверок меньше.

Одним из способов обеспечения свободы экономической деятельности остается исполнение органами прокуратуры полномочий по согласованию проведения внеплановых выездных проверок предпринимателей.

Анализ практики реализации прокурорами указанных полномочий свидетельствует о снижении количества направляемых органами контроля заявлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 20%. При этом по результатам рассмотрения  отказано в согласовании проведения 41% заявлений. В основном проведение внеплановых проверок согласовано органам МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора.

Необходимо отметить, что если в 2010 году в органы прокуратуры поступило 615 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых было согласовано 287 (46,6%), то в 2015 году контролирующими органами проинициирована 371 проверка, из которых согласовано 162 (44%).  В 1 полугодии 2016 года – 112, согласовано – 66.

Хочу обратить внимание и органов контроля и предпринимателей, что с января 2017 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми поступление одного лишь обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, не будет являться достаточным основанием для проведения внеплановых проверок. Законодатель установил обязательные требования о проведении предварительной проверки таких обращений, а также обязал контролеров принять меры по установлению обратившегося лица при наличии обоснованных сомнений в авторстве заявления.

Так исключается не только возможность злоупотребления предоставленными полномочиями органов контроля, но и действий недобросовестных конкурентов.

В целях обеспечения прозрачности административных процедур при осуществлении контрольно-надзорных функций Генпрокуратурой России была создана и введена в прошлом году в эксплуатацию автоматизированная система «Единый реестр проверок». С 1 июля 2016 года региональные органы контроля вносят в этот реестр информацию обо всех проводимых проверках (плановых и внеплановых). Федеральные органы контроля такую работу проводят уже с 1 июля 2015 года.

Вместе с тем на сегодняшний день контролирующими органами  допускаются нарушения установленных требований к порядку проведения и оформления внеплановых проверочных мероприятий.

В 2016 году органами прокуратуры проведено свыше 200 проверок деятельности контролирующих органов, выявлено около 700  нарушений законодательства о государственном и муниципальном контроле.

Мерами прокурорского реагирования пресечена практика  неправомерного проведения проверок под видом административных расследований, мониторинга.

Между тем, распространенными нарушениями закона в указанной сфере остаются неуведомление либо нарушение сроков уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предстоящих плановых и внеплановых проверках, необоснованное превышение пределов предмета проверки, несоблюдение порядка организации проверок и оформления их результатов.

Значительное число подобных нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре) выявлено в деятельности органов Роспотребнадзора, Гострудинспекции, Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора.

Примером грубого нарушения прав предпринимателей является выявленный прокуратурой Железнодорожного района факт проведения проверки в отношении ООО «Жилремсервис-11» за пределами установленных приказом руководителя сроков. В отношении проводившего проверку должностного лица контролирующего органа возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Прокуратурой Тункинского района установлено, что специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в отношении индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную продажу продовольственных товаров, с превышением полномочий и без согласования с органом прокуратуры проведена внеплановая проверка соблюдения требований при реализации продукции животного происхождения.

По результатам рассмотрения протеста прокурора района отменено  постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя, специалист-эксперт, в свою очередь, привлечен к административной ответственности за грубые нарушения законодательства при осуществлении контрольно-надзорных полномочий.

Прокурорского вмешательства потребовали факты истребования должностными лицами Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей сведений и документов, не относящихся к предмету документарной проверки, а также сведений и документов, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Органами прокуратуры республики в деятельности органов Роспотребнадзора, МЧС,  Гострудинспекции, муниципального жилищного контроля устанавливались нарушения порядка оформления распоряжений о проведении проверок, результатов проверок, ознакомления с ее результатами, направления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены.

Не остаются без внимания органов прокуратуры вопросы соблюдения порядка осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства.

К примеру, прокуратурой республики пресечены незаконные действия Министерства здравоохранения Республики  Бурятия  при  осуществлении в мае 2016 года закупок лекарственных препаратов у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

В частности, предложенная Министерством процедура приемки товаров не позволяла установить даты поставки, приемки препаратов и оформление их результатов, что, в свою очередь, могло повлечь нарушение сроков оплаты поставленных субъектами малого предпринимательства лекарств.

По результатам объявленного прокуратурой республики предостережения заказчиком  внесены соответствующие изменения в  аукционную документацию по 4 закупкам.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия при размещении заказов в 2015 году не был обеспечен установленный Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объем закупок у субъектов малого предпринимательства.

Аналогичные нарушения допускались и муниципальными заказчиками.

Прокурорами принимались меры по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, действий, приводящих к ограничению конкуренции и свободы экономической деятельности.

При предоставлении субъектам предпринимательской деятельности недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений органами местного самоуправления  Заиграевского, Закаменского районов, г.Улан-Удэ допускались нарушения требований законодательства к порядку организации и проведения конкурса на право их заключения.

Например, Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ вопреки условиям, предусмотренным конкурсной документацией на право заключения концессионного соглашения на реконструкцию объекта здания в целях использования для организации отдыха граждан, в соглашении, заключенном с ООО «Белое и черное», обеспечение исполнения обязательств концессионера безотзывной банковской гарантией определено на меньший срок. При этом не был соблюден порядок опубликования информации о результатах конкурса.

В результате вмешательства прокуратуры Кяхтинского района Администрацией района приняты меры по устранению препятствий для реализации инвестиционного проекта «Автотуристический кластер «Кяхта», в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации».

Нарушения при предоставлении государственной поддержки субъектам предпринимательства выявлялись в деятельности министерств промышленности и торговли, сельского хозяйства и продовольствия республики, организаций, входящих в инфраструктуру поддержки.

Органами местного самоуправления, фондами поддержки предпринимательства не в полной мере обеспечивалось исполнение требований закона об оказании информационной поддержки предпринимателям, допускались нарушения при предоставлении предпринимателям финансовой поддержки, микрозаймов.

В ходе надзорной деятельности органами прокуратуры давалась оценка соблюдения требований законодательства органами государственной власти и местного самоуправления при осуществлении лицензионных и разрешительных процедур.

Нарушения прав хозяйствующих субъектов в указанной сфере допускались Центром лицензионно-разрешительных работ МВД по Республике Бурятия, министерствами образования и науки, промышленности и торговли республики, уполномоченными муниципальными органами.

Всего в 2015 году – 1 полугодии 2016 года в органы прокуратуры республики поступило лишь 70 обращений о нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности.

В целях совершенствования надзорной деятельности Генеральным прокурором Российской Федерации организован прием личных сообщений субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты. На сайте прокуратуры республики работает Интернет-приемная.

Отмечу, что в целях эффективной защиты прав предпринимательской деятельности назрела необходимость нашего сотрудничества, в связи с чем  итоги настоящего Форума будут использованы в  работе органов прокуратуры по дальнейшему укреплению взаимодействия с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти, общественными организациями.