О результатах работы по антикоррупционной экспертизе

В 2016 году органами прокуратуры Республики  Бурятия на предмет коррупциогенности изучено 10021 нормативный правовой акт  и  9169 проектов актов  органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия. Выявлено 463 коррупциогенных фактора в 205 нормативных правовых актах,  569 коррупциогенных факторов в 251 проекте нормативных правовых актов. Для их исключения направлено 17 требований, принесен 81 протест,  внесено 69 представлений, в суд направлено 3 исковых заявления, а на проекты принесены замечания.

Обобщение практики проведения антикоррупционной экспертизы  показало, что наибольшее количество коррупциогенных факторов прокурорами выявляется в правовых актах (проектах) органов государственной власти и местного самоуправления республики, регулирующих правоотношения в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Например, прокуратурой республики направлено отрицательное заключение на проект постановления Правительства Республики Бурятия, которым предлагалось внести изменения в постановление «Об утверждении порядка расходования средств республиканского бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в республике».

Согласно проекту, для получения компенсации безработного при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости гражданин должен подать документы в центр занятости, где он до переселения состоял на регистрационном учете в качестве безработного. Данной нормой проекта нарушался принцип доступности обращения за предоставлением государственной услуги, устанавливалось трудновыполнимое и обременительное  требование к гражданам.

Коррупциогенные факторы выявлялись в нормативных правовых актах (проектах) в сфере законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда государственных и муниципальных служащих.

Так, прокуратурой республики предотвращено принятие проекта «О внесении изменения в Указ Главы Республики Бурятия от 06.07.2015 № 109 «Об оплате труда лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Бурятия», которым устанавливалась разница между максимальным и минимальным размером должностного оклада для отдельных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия в размере 10 %, что создавало возможность произвольного выбора размера должностного оклада для государственных служащих, замещающих одинаковые должности.

В результате рассмотрения актов реагирования органов прокуратуры республики из нормативных актов и их проектов исключены нормы и положения, нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности.

Например, в проектах Порядков предоставления субсидий из республиканского бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Республики, содержалась норма, согласно которой комиссии при Министерстве промышленности и торговли Республики Бурятия, которая не является распорядителем бюджетных средств, предоставлены необоснованно широкие полномочия – принимать решение о предоставлении субсидии. По замечанию прокуратуры коррупциогенный фактор устранен.