О порядке исполнения судебных решений о взыскании задолженности по государственным и муниципальным контрактам

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что в республике имеют место факты бездействия заказчиков по оплате исполненных государственных и муниципальных контрактов.

Как правило, субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно обращаются в судебные органы за защитой своих прав, взыскивая не только сумму долга, но и штрафные санкции (проценты, неустойку, пени).

Впоследствии предприниматели нередко сталкиваются с проблемой длительного неисполнения судебных актов, в том числе по причине предъявления взыскателями исполнительного документа в неуполномоченный орган.

В этой связи разъясняем порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных листов.

По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

К исполнительному документу, направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Законодательством установлены особенности обращения взыскания денежных средств по неисполненным заказчиками контрактам, установленные главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отметим, что государственными и муниципальными заказчиками вправе выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), муниципальные органы, государственные корпорации, органы управления государственными внебюджетными фондами либо государственные и муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и осуществляющие закупки.

Так, для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации исполнительные документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации исполнительные документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации, т.е. Министерство финансов Республики Бурятия.

Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования исполнительные документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, государственных и муниципальных казенных учрежденийдолжников направляются в орган по месту открытия должнику как получателю средств бюджета лицевого счета.

Так, счета федеральных казенных учреждений, расположенных на территории Республики Бурятия, ведутся Управлением Федерального казначейства по республике.

Счета государственных казенных учреждений ведутся Министерством финансов республики.

Счета муниципальных казенных учреждений ведутся в финансовых органах местного самоуправления, которые могут быть структурными подразделениями местных администраций либо самостоятельными органами местного самоуправления в соответствии с Уставами муниципальных образований.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа казенное учреждение – должник направляет соответственно органу государственной власти, органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

При неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа уполномоченный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Необходимо обратить внимание хозяйствующих субъектов на то, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено соответствующими финансовыми органами за счет средств бюджета в течение указанного трехмесячного срока.