О наделении государственных учреждений функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в правоприменительной практике возникают вопросы о компетенции, правах и полномочиях республиканских государственных учреждений при проведении проверочных мероприятий.

В связи с чем представляется необходимым разъяснить отдельные положения требований федерального законодательства.    

Статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ установлено, что государственный  региональный контроль (надзор) – это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственные учреждения являются некоммерческими организациями. Основные цели деятельности таких организаций определяются их учредительными документами.

Согласно положений ч.3 ст. 48 ГПК РФ, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Следовательно, государственные учреждения, являясь некоммерческими организациями, осуществляя предпринимательскую деятельность, могут извлекать из нее доход и получать прибыль.   

Как установлено п.5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, относится к хозяйствующим субъектам.

При этом частью 3 ст. 15 вышеназванного закона запрещено наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

Таким образом, наделение государственных учреждений полномочиями органов государственного контроля и надзора противоречит требованиям федерального законодательства, нарушает права предпринимателей и иных лиц.