Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

Органами прокуратуры республики на постоянной основе проводятся проверки соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы.

В связи с некачественным проведением правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, разработанных министерством социальной защиты населения республики, прокуратурой республики в 1 квартале 2015 года внесено представление Первому заместителю Председателя Правительства Республики Бурятия. По итогам его рассмотрения 3 должностных лица органов исполнительной власти республики привлечены к дисциплинарной ответственности.

Во втором квартале 2015 года прокурором Курумканского района в связи с некачественным проведением антикоррупционной экспертизы правовых актов внесены представления главам 7 муниципальных образований района, которые рассмотрены и удовлетворены, 7 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

За 9 месяцев 2015 года органами прокуратуры Республики Бурятия на предмет коррупциогенности изучено 6003 нормативных правовых актов (9 месяцев 2014г. – 4664) и 5631 проект актов (4210) органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия. Выявлено 516 (498) коррупциогенных факторов в 308 (312) нормативных правовых актах и их проектах. Для их исключения направлено 13 требований (13), 1 информация (0), принесено 35 протестов (87), внесено 59 представлений (28), а на проекты принесено 151 замечание (110). В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 279 (242) правовых актов и проектов актов, остальные находятся на рассмотрении. Фактов отклонения мер прокурорского реагирования не имеется.

Обобщение практики проведения антикоррупционной экспертизы показало, что наибольшее количество коррупциогенных факторов прокурорами выявляется в правовых актах (проектах) органов государственной власти и местного самоуправления республики, регулирующих правоотношения в сферах соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

К примеру, прокуратурой республики направлено замечание на проект постановления Правительства Республики Бурятия «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым при решении вопроса о предоставлении жилых помещений по договорам безвозмездного пользования устанавливалась необходимость для лиц из числа детей-сирот представлять в органы опеки и попечительства в числе документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении, документы, характеризующие трудную жизненную ситуацию.

Устанавливаемые проектом требования к гражданам являются завышенными и обременительными, в связи с чем по требованию прокуратуры коррупциогенный фактор исключен из проекта постановления.

По требованию прокурора Мухоршибирского района из проекта муниципального правового акта исключена норма, в соответствии с которой жильем из служебного жилищного фонда обеспечивались только те работники органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, которые имели, по их определению, «важное значение» для муниципального образования.

В Республике Бурятия в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность, аккредитовано 2 юридических лица и 7 физических лиц.

Информация о наличии коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления по результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной за 9 месяцев 2015 года, от независимых экспертов в прокуратуру республики не поступала.