Предлагаем вашему вниманию интервью первого заместителя прокурора Республики Бурятия А.К. Муравьева Российскому региональному еженедельнику «Московский комсомолец «МК в Бурятии»

Доходное дело

Прокуратура РБ предлагает внедрить в России государственную систему контроля законности происхождения и реализации древесины.

О том, как в Бурятии исполняется законодательство о лесопользовании, о состоянии законности в этой сфере, проблемах и путях их решений «МК» побеседовал с первым заместителем прокурора Республики Бурятия Александром Муравьевым.

— Александр Кириллович, почему надзор за исполнением лесного законодательства в последние годы стал одним из наиболее актуальных направлений деятельности правоохранительных органов?

— Исполнение законодательства о лесопользовании, об охране лесов и населения от пожаров действительно является предметом особого внимания прокуроров. Вы знаете, что 83% территории республики заняты лесами, их общая площадь составляет 29 млн. га. Общий запас древесины на территории Республики Бурятия превышает 2,2 млрд. куб.м. Вот уже долгое время лесная отрасль является одной из важнейших составляющих экономики республики и, вместе с тем, одной из самых криминогенных. Заготовка и экспорт древесины являются доходным видом деятельности в Бурятии. В большинстве районов республики местное население в отсутствие иных источников существования занимается вырубкой древесины, причем зачастую делает это незаконно. Огромный урон лесным насаждениям наносится пожарами. В 2013 году площадь, пройденная пожарами, составила 21 тыс. га, в 2014 году огнем пройдено уже около 14 тысяч гектаров леса.

Экологическое значение леса для нашей жизни неоценимо. Лес — это и легкие планеты, и место обитания животных и растений, и источник чистой воды. Важной составляющей надзора является его экономическое значение. Ведь при незаконной заготовке древесины и его последующей реализации бюджет недополучает огромные деньги.

— Каких направлений должны придерживаться правоохранительные органы при борьбе с незаконными рубками леса и оборотом древесины?

— Безусловно, незаконная вырубка является главным бичом состояния законности в сфере лесного законодательства. Только в 2013 году выявлено 904 таких преступления, при этом государству нанесен ущерб в размере 393 млн. рублей. И это лишь в пределах нашей республики. В целом правоохранительными органами налажена методика выявления преступлений, связанных с незаконными порубками. Главным методом борьбы с незаконными вырубками считаю проведение превентивных мер, в том числе мер по ужесточению действующего законодательства и судебной практики. К примеру, из 275 лиц, осужденных за незаконные рубки леса в 2013 году, к реальному лишению свободы приговорены только 6, за деятельным раскаянием в судах прекращено 257 уголовных дел. Такие обстоятельства становятся плодородной почвой для созревания у преступников умысла на совершение преступления вновь.

— А надо бы наоборот…

— Надо создать условия, при которых потенциальные преступники знали бы о том, что незаконная рубка леса неизбежно повлечет уголовную ответственность в наиболее строгих ее формах. Также считаю, что положительное влияние оказало бы увеличение размера штрафных санкций, налагаемых на преступников, что влечет неотвратимость не только уголовно-правовых, но и гражданско-правовых последствий.

— Есть ли сегодня результаты работы по наведению порядка в деятельности пунктов приема и отгрузки древесины, на которых осуществляется переработка древесины, в последующем экспортируемой в КНР и Монголию?

— Наличие таких пунктов приема и отгрузки древесины не может остаться вне поля зрения как правоохранительных, так и контролирующих органов. В настоящее время в республике официально осуществляют деятельность 668 пунктов приема и отгрузки древесины. Вместе с тем в ходе прокурорских проверок продолжают выявляться пункты, не состоящие на учете в республиканском агентстве лесного хозяйства, хозяйствующие субъекты, нарушающие установленный порядок учета принятой и отгруженной древесины. За 2013-2014 годы органами прокуратуры выявлены сотни нарушений закона Республики Бурятия «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины», более 150 нарушителей привлечены к установленной административной ответственности. Только в 2014 году в результате деятельности прокуроров на учет поставлено более 80 пунктов приема и отгрузки древесины.

— Зачастую незаконные пункты приема и отгрузки древесины фактически организовываются иностранными гражданами. Это так?

— Да! К примеру, в Заиграевском районе республики пресечена незаконная деятельность лесоприемного пункта местного предпринимателя. Изъято 500 куб.м древесины, находящейся на пункте без правоустанавливающих документов, за грубые нарушения миграционного законодательства выдворен за пределы РФ гражданин КНР, фактически возглавлявший незаконную деятельность лесоприемного пункта.

Имеют место и проблемные вопросы в сфере незаконного оборота древесины. Так, в настоящее время отсутствует единая государственная система контроля законности происхождения и реализации древесины, которая позволяла бы проследить движение лесных ресурсов. Прокуратурой республики в генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено соответствующее предложение.

— Александр Кириллович, каким образом правоохранительные и иные органы осуществляют взаимодействие в работе по предупреждению, выявлению и устранению нарушений лесного законодательства?

— Для этих целей прокуратурой республики на постоянной основе созданы 2 межведомственные рабочие группы, одна из которых занимается вопросами незаконного оборота древесины, а вторая — законодательством в сфере охраны лесов от пожаров. Добавлю, что в состав группы по противодействию незаконному обороту древесины входят не только правоохранительные и контролирующие органы республики, но и органы лесного хозяйства, а также таможня и др. органы. Участниками группы планируются и проводятся совместные проверки лесного законодательства, в большинстве случаев проверки осуществляются с выездом в районы республики. Например, по факту незаконной рубки лесных насаждений в Заиграевском районе в размере более 3,3 тыс. куб.м с причинением ущерба на сумму 1,3 млн. руб. возбуждены и расследуются уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 260 ч. 3 УК РФ, ст. 226.1 УК РФ. В мае межведомственной рабочей группой осуществлен выезд в Хоринский район республики, там выявлены серьезные нарушения лесного законодательства. До конца полугодия планируется провести еще несколько выездных проверок. Проведение совместных проверок позволяет установить полную картину совершаемых противоправных деяний, начиная от вырубки древесины на лесном участке до перемещения ее за государственную границу.

— Каким образом осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров?

— Анализ состояния законности в данной сфере в республике свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства об охране лесов и населенных пунктов от пожаров, допускаемых как органами лесного хозяйства, так и органами местного самоуправления и лесопользователями.

Результаты проверок показывают, что органами лесного хозяйства ненадлежащим образом выполняются полномочия по государственному пожарному надзору в лесах, своевременно не проводятся осмотры мест рубок, не принимаются меры к понуждению арендаторов лесных участков и иных лесопользователей к выполнению запланированных противопожарных мероприятий. Выявлялись факты, когда нарушения противопожарных мероприятий на лесных участках допускались филиалами ГБУ «Авиационная и наземная охрана лесов от пожаров», т.е. учреждением, основной задачей которого является тушение лесных пожаров.

Отсутствие должного контроля со стороны органов лесного хозяйства способствует росту числа правонарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами при использовании лесов. В текущем году прокурорами выявлялись многочисленные факты оставления лесопользователями на лесных участках порубочных остатков, невыполнения противопожарных мероприятий, таких, как устройство минерализированных полос, очистка дорог, препятствующих распространению пожаров.

Органами лесного хозяйства введена практика возложения на хозяйствующих субъектов и органы местного самоуправления обязанности по непосредственному тушению лесных пожаров путем заключения гражданско-правовых договоров. Вместе с тем тушение лесных пожаров — это лицензируемый вид деятельности, который должен осуществляться специализированными учреждениями, которые обладают необходимым оборудованием, работники данного учреждения должны быть подготовлены к данной деятельности. Привлечение иных лиц к непосредственному тушению пожара может повлечь причинение вреда их здоровью и жизни. Всем известно, что наиболее острой проблемой в сфере охраны лесов от пожаров является неукомплектованность техникой и оборудованием пожарно-химических станций, осуществляющих тушение лесных пожаров, в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета. Наряду с этим выявляются факты использования работниками органов лесного хозяйства техники и оборудования ПХС в личных целях.

По выявленным нарушениям закона принимаются меры прокурорского реагирования, направленные на их безотлагательное устранение. Активно межрайпрокурорами принимаются меры по разъяснению законодательства об охране лесов от пожаров, формированию негативного отношения к лесонарушениям в сознании граждан.

– Спасибо за беседу.

Андрей Галин