Об изменениях в законодательстве о местном самоуправлении

Федеральным законом от 27.05.2014 № 136-ФЗ подвергнуты изменению отдельные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

С учетом нововведений существенно откорректирован перечень вопросов местного значения сельского поселения. Статья 14 Федерального закона, регламентирующая вопросы местного значения городского, сельского поселения, дополнена частями 3 и 4 следующего содержания.

Так, частью 3 статьи 14 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Содержание приведенных выше норм потребует внесения изменений в уставы муниципальных образований в части, регулирующей вопросы местного значения муниципальных районов и сельских поселений.

Закон Республики Бурятия по указанным в части 3 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ вопросам в настоящее время не принят, Народным Хуралом РБ проводится работа по разработке его проекта.

Федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 27.05.2014).

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ.

В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ в статью 25 Федерального закона, предусмотрена возможность проведения в соответствии с уставом муниципального образования схода граждан для решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек.

Помимо изложенного, подвергнуты корректировке нормы Федерального закона, регулирующие составление и рассмотрение проектов бюджетов, утверждение и исполнение бюджетов муниципальных образований, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Статьей 60 Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ) предусмотрено выравнивание бюджетной обеспеченности поселений посредством предоставления бюджетам поселений дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации или из бюджета муниципального района.

Определено, что выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации (статья 61 Федерального закона).

Признаны утратившими силу нормы Федерального закона, предусматривавшие возможность оказания финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней.

Одновременно содержание Федерального закона дополнено статьями 63.1, 65 регламентирующими предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям из бюджетов субъекта Российской Федерации, а также из бюджетов муниципальных образований.