Предлагаем вашему вниманию выступление прокурора Республики Бурятия В.Г.Петрова на страницах научно-популярного журнала «Мир Байкала»

Конструктивно взаимодействуя

Проблемы охраны озера Байкал и рационального природопользования на Байкальской природной территории важно решать совместно

Неоспорим тот факт, что озеро, включенное в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, требует особо бережного к себе отношения. Между тем актуальность существующих экологических проблем на Байкальской природной территории не снижается.

Угрозы безопасности уникальной экологической системе озера Байкал возникают вследствие усиливающегося негативного воздействия на окружающую среду в результате осуществления производственной деятельности промышленных объектов, отсутствия современных комплексов очистных сооружений, браконьерского истребления водных биологических ресурсов, в том числе считающегося традиционным символом Байкала – омуля, незаконных рубок лесных насаждений и т.д.

Федеральным законом «Об охране озера Байкал» введено понятие Байкальской природной территории, состоящей из трех экологических зон: центральной, буферной и зоны атмосферного влияния. Основные требования, касающиеся природопользования в границах Байкальской природной территории, распространяются на Центральную экологическую зону. Это связано с тем, что именно в ее границах осуществляется деятельность, которая непосредственно влияет на состояние озера.

Особенности географического расположения Республики Бурятия обуславливают специфику работы органов прокуратуры республики, нацеливают прокуроров на реализацию надзорных полномочий через призму охраны озера Байкал, использование в этих целях всего спектра мер прокурорского потенциала.  В том числе, в  поле зрения прокуроров находится реализация мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2014 г.г.», на финансирование которой запланировано выделение 48 миллиардов рублей.

При реализации мероприятий, предусмотренных указанной государственной программой, органами государственной власти республики нарушались требования законодательства при расходовании бюджетных средств, заключении и исполнении государственных контрактов.   В деятельности Министерства природных ресурсов республики выявлены факты незаконного заключения дополнительного соглашения к  государственному контракту от 27 ноября 2012 г. с ЗАО «ЭКОПРОМ» на выполнение работ по параметризации подземного загрязнения нефтепродуктами в рамках выполнения мероприятий по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ – рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод, неэффективного расходования государственным заказчиком бюджетных средств при исполнении указанного контракта.  По инициативе прокуратуры республики за допущенные нарушения два руководителя министерства привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Практика надзора свидетельствует о том, что основными источниками загрязнения Байкальской природной территории остаются размещение и захоронение промышленных и бытовых отходов, сбросы недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные и подземные водоёмы, относящиеся к водосбору озера Байкал, бесконтрольные масштабные вырубки леса, несанкционированные выбросы в  атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Уполномоченными органами государственной власти республики, органами экологического контроля, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами не в полной мере реализуются предоставленные полномочия, гражданско-договорные обязательства, направленные на обеспечение особого режима охраны Байкальской природной территории. Если говорить языком цифр, то только за последние 3 года органами прокуратуры республики пресечено свыше 10 000 нарушений в сфере охраны природы, по искам прокуроров в 2012-2014 г.г. ликвидировано более трехсот несанкционированных свалок.

По требованию прокуроров около 120 хозяйствующих субъектов за 3 последних года в судебном порядке понуждены к постановке на учет в качестве  объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,   возмещению причиненного экологического вреда. 

Принятия мер прокурорского реагирования потребовали факты незаконного строительства и размещения объектов на побережье озера Байкал. Так, в результате прокурорского вмешательства предотвращено в судебном порядке  использование земельного участка на побережье озера Байкал площадью 236 825м² ДНТ «Перспектива», незаконно предоставленного администрацией МО «Кабанский район».Пристальное внимание прокурорами уделяется вопросам охраны и рационального использования водных объектов, в том числе 336 рек, относящихся к водосбору озера Байкал (336 рек).

По фактам несоблюдения экологических требований хозяйствующим субъектами, чья деятельность осуществляется в пределах Центральной экологической зоны, прокуроры добиваются реального устранения выявленных нарушений.

К примеру, самым крупным объектом негативного воздействия, загрязняющим подземные воды Центральной экологической зоны, является ОАО «Селенгинский ЦКК», производящий небелёную целлюлозу.

Проверкой Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры не раз выявлялись грубые нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе накопление вредных веществ в золошламошлакоотстойнике в отсутствие герметичного дна, повлекшее загрязнение подземных вод и р. Селенга, впадающей в озеро Байкал, создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, проживающих в непосредственной близости от предприятия и использующих подземные воды для собственных нужд. По результатам рассмотрения искового заявления природоохранного прокурора причиненный предприятием экологический ущерб в размере свыше 2,5 млн. руб., возмещен, комбинатом разработан проект реконструкции гидротехнического сооружения, проведены иные природоохранные мероприятия. Общество привлечено к административной ответственности по ст.6.3,  6.5, 8.2, 9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях на общую сумму свыше 100 тыс. руб.

Прокурорами пресекались нарушения экологического законодательства, связанные с водоотведением сточных вод, превышением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ. Так, в ходе прокурорской проверки очистных сооружений в с. Татаурово Прибайкальского района выявлен факт длящегося нарушения требований экологического законодательства – со времени ввода в эксплуатацию в 1978 г. очистные сооружения не подвергались капитальному ремонту. Изношенное оборудование не позволяло производить надлежащую очистку сточных вод, отпускаемых в основное русло р. Селенга.

В г. Бабушкине Кабанского района установлено, что, несмотря на ввод в эксплуатацию в ноябре 2012 г. комплекса очистных сооружений, предприятие свою деятельность фактически не осуществляло в связи с неисправностями в работе основного технологического оборудования, состав сбрасываемых сточных вод не соответствовал нормативам допустимых сбросов. Принятыми мерами прокурорского реагирования выявленные нарушения закона устранены, эксплуатация очистных сооружений возобновлена.

Прокурорского вмешательства потребовали факты масштабного варварского истребления лесных насаждений, в том числе  лесов защитной категории в водоохранных зонах.  Только по материалам прокурорских проверок за последние 3 года возбуждено более 130 уголовных дел по фактам незаконных порубок лесных насаждений, совершенных в границах  Байкальской природной территории. Проверки показали, что неэффективное и нерациональное использование лесов во многом обусловлено отсутствием актуализированной лесоустроительной документации. Так, в 30 из 37 лесничеств республики таксация лесов проводилась более 10 лет назад, лесотаксационные описания  устарели и не отвечают предъявляемым требованиям по большинству параметров,   что не способствует  осуществлению полноценных мероприятий по охране, использованию, воспроизводству лесов. В результате предпринятых мер судебного понуждения Республиканским агентством лесного хозяйства в настоящее время организованы мероприятия по лесоустройству, увеличению кратности авиационного патрулирования лесов.

Еще одним из приоритетов прокурорской деятельности в данном направлении  остается соблюдение законодательства в сфере охраны недр. Природная кладовая республики богата залежами полезных природных ископаемых. На государственном балансе находятся свыше 700 разведанных месторождений, в том числе – общераспространенных полезных ископаемых, без которых невозможно строительство и развитие транспортной инфраструктуры республики.

При этом наряду с экономической, при освоении участков недр, находящихся в Центральной экологической зоне, необходимо принимать во внимание и серьезную экологическую составляющую.

Законодательством об охране озера Байкал введены существенные  ограничения недропользования, запреты на предоставление участков недр, ранее не затронутых промышленными разработками. Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в связи с несоблюдением указанных ограничений в деятельности  министерства природных ресурсов республики пресечена практика выдачи недропользователям лицензий на разработку ранее незатронутых месторождений, находящихся в Центральной экологической зоне. По требованию прокурора министерством проведена систематизация месторождений полезных ископаемых республики, разработан кадастр общераспространенных полезных ископаемых. По постановлениям прокуроров за игнорирование хозяйствующими субъектами требований законодательства о недрах 47 виновных лиц в 2012-2014 г.г. привлечены к административной ответственности на сумму 3,7 млн. руб., возбуждено 5  уголовных дел.

Возрастающее антропогенное воздействие на экологическую систему озера Байкал ставит перед органами прокуратуры республики  новые, более сложные задачи.  Только в постоянном конструктивном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами мы можем обеспечить их решение, используя весь арсенал мер прокурорского реагирования, добиваясь реального устранения нарушений законодательства об охране озера Байкал.

Прокурор Республики Бурятия

государственный советник
юстиции 2 класса

Петров Валерий Георгиевич