Органами прокуратуры принимаются определенные меры по обеспечению законности нормативных правовых актов в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
Специфика указанной сферы нормотворчества обуславливает требование уделять пристальное внимание оценке правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов в целях предотвращения нарушения прав и свобод граждан и организаций.
За 9 месяцев 2015 года прокурорами выявлены коррупциогенные факторы в 74 административных регламентах и их проектах, принятых органами местного самоуправления и 13 административных регламентах и их проектах, принятых органами государственной власти республики. Для их исключения направлено 4 требования, принесено 8 протестов, внесено 23 представления, на проекты направлены замечания.
Оспоренные прокурорами административные регламенты и их проекты содержали нормы, обязывающие заявителей представлять документы, не предусмотренные федеральным законодательством, определяли основания для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги отличные от установленных федеральным законодательством, иные завышенные требования к получателю услуги, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, а также другие коррупциогенные факторы.
Наиболее распространены факты необоснованного возложения на заявителей обязанностей по представлению документов, подлежащих истребованию в рамках межведомственного взаимодействия либо находящихся в распоряжении органа, оказывающего услугу, а также не предусмотренных федеральным законодательством.
Другими характерными нарушениями являются отсутствие или неполнота административных процедур в административных регламентах.
Так, прокуратурой республики принесен протест на Административный регламент по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 21.12.2011 N 81, которым не был установлен срок исправления допущенных опечаток и ошибок.
По протесту прокуратуры республики в нормативный правовой акт внесены изменения, устраняющие коррупциогенный фактор.
На основании отрицательного заключения прокурора Кабанского района изменен проект постановления администрации МО СП «Байкало-Кударинское» «Об утверждении административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля», предусматривающий проведение проверок в отношении граждан в отсутствие порядка их проведения.
Выявлялись и иные коррупциогенные факторы в административных регламентах.
К примеру, по результатам рассмотрения замечания, направленного прокурором Кяхтинского района, изменен проект постановления администрации муниципального образования «Кяхтинский район» «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок по архивным документам», который включал норму, предусматривающую оказание услуги по исполнению тематического запроса заявителя платно или безвозмездно. При этом норма не содержала конкретных условий и оснований исполнения муниципальной услуги как на возмездной основе, так и на безвозмездной, что могло привести к её произвольному применению, в том числе сопряженному с коррупционными проявлениями.
В ходе мониторинга муниципальной правовой базы установлено, что органами местного самоуправления ряда муниципальных образований не приняты административные регламенты 11 муниципальных услуг в сфере землепользования и градостроительства, что может повлечь нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В целях устранения правового пробела прокуратурой республики подготовлен модельный акт, который доведен до органов местного самоуправления с целью реализации полномочий в сфере правотворчества.