Сегодня, 21 февраля 2018 года, в прокуратуре Республики Бурятии состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы органов прокуратуры в 2017 году и задачам по укреплению законности и правопорядка в 2018 году.
В ее работе приняли участие заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Семчишин И.Г., прокурор Республики Бурятия Ковалева Г.Н., Глава Республики Бурятия – Председатель Правительства Республики Бурятия Цыденов А.С., врио Председателя Народного Хурала республики Павлов В.А., Главный федеральный инспектор по Республике Бурятия Ромахин С.А., а также заместители прокурора республики, руководители подразделений и работники аппарата прокуратуры республики, районные и межрайонные прокуроры, Бурятский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, их заместители, представители средств массовой информации.
Открыла заседание прокурор Республики Бурятия Ковалева Г.Н. Она отметила, что в 2017 году органами прокуратуры республики приняты последовательные меры по борьбе с коррупцией, защите трудовых, жилищных, пенсионных и иных социальных прав граждан, соблюдению прав детей, инвалидов, обеспечению законности в сферах экономики, предпринимательской деятельности, охраны окружающей среды, а также соблюдению конституционных прав граждан в уголовном и гражданском судопроизводстве.
По итогам состоявшегося обсуждения выработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности прокурорской деятельности по обеспечению законности и правопорядка.
Предлагаем вашему вниманию текст выступления прокурора республики Ковалевой Г.Н.
Уважаемый Иван Григорьевич, коллеги, участники заседания!
Прошедший год был динамичным для страны и республики, а начавшийся обещает быть не менее насыщенным как политическим событиями, так и социально-экономическими вызовами.
Нами проделана серьёзная работа – пресечено более пятидесяти тысяч нарушений законодательства, проведены результативные проверки по многим направлениям.
В 2017 году практически все сферы, от которых зависит качество жизни человека, потребовали вмешательства прокуроров. Две трети нарушений, выявленных по итогам «общенадзорных» проверок, касались именно прав и свобод граждан. Для жителей республики наиболее остро стоят вопросы задержек заработной платы, высоких начислений за жилищно-коммунальные услуги, переселения из ветхого жилья, качества здравоохранения.
***
В течение истекшего года официальная задолженность по оплате труда не снижалась, достигала 70 миллионов и к концу года составила 40 миллионов рублей. В этой связи прокурорами многое сделано как в организационном, так и надзорном плане. Нами применялись все возможные формы работы с должниками и их контрагентами.
Проведены тщательные проверки, пристально изучена деятельность организаций – банкротов. Внесено более 2,5 тысяч актов реагирования. В целях выявления латентной задолженности проведены «горячии линии», выездные приемы граждан. Дана оценка работе Государственной инспекции труда. Налажен обмен информацией со всеми уполномоченными органами. По нашей инициативе в ноябре на Координационном совещании при Главе республики рассмотрен вопрос защиты прав граждан на оплату труда.
Благодаря прокурорскому вмешательству работникам выплачено 260 миллионов рублей.
Оперативно сработали прокуроры Прибайкальского, Закаменского, Тункинского районов, Северобайкальский межрайонный прокурор. Принятые ими меры позволили полностью погасить задолженность в семи крупных организациях (санаторий «Горячинск», АО «Закаменск», ООО «Байкалремстрой-2», ООО «Транспортная компания «СК» и др.) на сумму более 20 миллионов рублей.
Однако не обошлось без недостатков.
В Селенгинском районе своевременно не возбуждено административное производство в отношении руководителя двух коммунальных предприятий-должников. Одной из причин невыплаты заработной платы явилась дебиторская бюджетная задолженность, которая осталась вне поля зрения прокурора.
За первый месяц текущего года вновь зафиксирован рост долгов, превысивших 70 млн. рублей. Появились предприятия, ранее не направлявшие отчеты в органы статистики, банкроты. Отраслевому управлению следует разобраться и доложить о причинах и принятых мерах.
С учетом уровня безработицы и закредитованности граждан необходимо уделить повышенное внимание ситуации на рынке труда. Обращаю внимание, что с 1 января увеличен МРОТ, предусмотрен механизм его доведения до величины прожиточного минимума. Проконтролируйте соблюдение данных гарантий.
В настоящее время проводится анализ деятельности органов правоохраны и контроля по борьбе с невыплатами заработной платы. Итоги мы обсудим в апреле на совместном заседании коллегий прокуратуры республики и управления Следственного комитета.
***
Теперь о жилищных вопросах.
В условиях непростой экономической ситуации остро стоит проблема долевого строительства. Число нарушений прав дольщиков не снижается. На территории республики с привлечением средств граждан возводятся 48 многоквартирных домов, 8 – находятся в «зоне риска», по 12 объектам перенесены первоначальные сроки строительства.
В настоящее время расследуются 4 уголовных дела в отношении руководителей, растративших деньги дольщиков.
В прошлом году мы создали специальную межведомственную группу. По 4 долгостроям Главой республики утверждены «дорожные карты». Необходимо контролировать исполнение этих мероприятий, действовать на опережение, оценивать наличие всех необходимых ресурсов, сопровождать каждый заложенный объект до ввода в эксплуатацию.
Прокурорам городских районов поручаю проверить в комитете по строительству соблюдение порядка выдачи застройщикам разрешительной документации. В истекшем году Вами такие проверки не проводились.
Продолжая жилищную тему, остановлюсь на ситуации в коммунальном комплексе.
Несмотря на то, что этому направлению уделяется колоссальное внимание, уровень допускаемых нарушений остается высоким. Ежегодно на контроле находятся вопросы подготовки и прохождения отопительного сезона.
Степень износа коммунальных сетей составляет около 70 %, что создает угрозу перебоев в снабжении теплом и водой. Зачастую собственники в лице органов местной власти и эксплуатирующих организаций проявляют бесхозяйность.
Декабрьская авария на сетях водоотведения – из-за которой возникли проблемы с водоснабжением 40 тысяч жителей города Улан-Удэ – произошла, в том числе, из-за нехватки заложенных в тариф средств на ремонт. По представлению прокуратуры республики Администраций городского округа приняты профилактические меры, закупается контрольное (телеинспекционное) оборудование.
В прошедшем году нами проверено расходование собранных с населения платежей, установление тарифов, выполнение инвестиционных и производственных программ. Есть определённые результаты, но они не снимают имеющиеся вопросы. Нужны более весомые итоги.
С 2013 года реализовывалась государственная программа переселения граждан из аварийного жилья, расселены почти 15 тыс. человек. Своевременное выполнение ее мероприятий находилось под нашим постоянным контролем. Уже пять лет реализуется региональная программа капитального ремонта. В прошлом году мы столкнулись с проблемой ненадлежащего формирования муниципалитетами краткосрочных планов ее исполнения. В Бичурском, Окинском, Тункинском районах такие планы вообще не были утверждены, а в ряде районов утверждены, но не направлены в Правительство для включения в сводный план. Не проводился мониторинг технического состояния домов, что повлекло недостоверность и неактуальность сведений региональной программы.
Выявлялись нарушения закона и в деятельности подрядчиков при проведении капитального ремонта общего имущества, и со стороны Фонда при осуществлении контроля за выполнением договоров, взысканием взносов.
В текущем году запланирован ремонт 360 домов почти на 800 млн. рублей. Необходимо обеспечить надзорным сопровождением целевое расходование уплаченных гражданами средств. Отраслевому управлению поручаю обеспечить контроль.
***
Как и прежде, в числе наших приоритетов оставался надзор за соблюдением прав граждан в сфере здравоохранения. Проведено несколько тематических проверок – это и доступность медицинской помощи, и дополнительное лекарственное обеспечение. Сотни нарушений установлены в этой сфере. Не соблюдаются требования к организации медицинской и фармацевтической деятельности, иммунизации, диспансеризации детей-сирот.
Среди факторов, которые препятствуют надлежащему лекарственному обеспечению – недостаточное бюджетное финансирование, ослабление государственного контроля, нарушения при закупках, влекущие отставание от графика поставок. Остро стоит проблема получения медицинской помощи в сельской местности. Только после вмешательства прокуроров Курумканского и Баунтовского районов жители отдаленных поселков обеспечены возможностью получать лекарства, входящие в минимальный набор, в некоторых фельдшерских пунктах отсутствовали даже простейшие перевязочные материалы.
Доступность медицинского обслуживания, баланс доходов и расходов медицинских организаций гарантируется региональной программой оказания бесплатной медицинской помощи. В предыдущие три года нам приходилось добиваться увеличения её стоимости путем внесения актов реагирования. На 2018 год программа принята в соответствии с федеральными стандартами. Однако проблема нехватки «узких» специалистов, особенно в сельских районах, сохраняет свою актуальность.
Надзорные мероприятия в этой сфере должны носить постоянный характер. В текущем году прокурорам Муйского, Окинского, Закаменского, Баргузинского, Кижингинского районов необходимо отдельно остановиться на таких проверках. В этих районах также есть отдаленные населенные пункты. Оцените возможность получения специализированной помощи, достаточность в больницах и аптеках медицинского оборудования и препаратов.
***
Большое внимание уделено соблюдению законов в различных отраслях экономики. В её оздоровлении роль прокурора хоть и не определяющая, но весьма значительная. Выявлено и пресечено более 6-ти тысяч нарушений. Обеспечен мониторинг расходования бюджетных средств, использования госимущества и земель. Проведен ряд проверок в оборонно-промышленном комплексе.
Многочисленные нарушения закона в рамках реализации государственных и муниципальных программ пресечены в деятельности 7-ми республиканских министерств, большинства районных администраций.
Принципиальная оценка дана хищениям бюджетных средств, фактам неисполнение госконтрактов. По материалам проверок возбуждено 36 уголовных дел, связанных с оплатой фактически невыполненных или некачественных работ. Так, администрация Северобайкальского района незаконно оплатила 195 миллионов рублей за невыполненные работы по строительству очистных сооружений в Нижнеангарске. В отношении должностного лица возбуждено и расследуется уголовное дело о превышении полномочий.
В 2017 году проверены республиканские и муниципальные фонды поддержки бизнеса. В республиканском Гарантийном фонде содействия кредитованию вскрыты факты неправомерного использования более тридцати пяти миллионов рублей. На самом деле деньги фонда тратились на личные нужды руководства и работников. По фактам растраты и злоупотреблений возбуждено и расследуется уголовное дело.
В Иволгинском районе директор муниципального фонда похитил более 8 миллионов бюджетных средств. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
Эти факты показывают, насколько велик соблазн тратить не свои деньги, если к ним имеется доступ. Поэтому прокуроры должны проводить глубокие проверки, анализировать карательную практику за бюджетные правонарушения, реагировать принципиально, невзирая на ранги. А названные дела необходимо вместе с органами следствия довести до логического завершения, реализовать принцип неотвратимости наказания за преступные деяния.
Остановлюсь на работе по защите бизнеса. Выявлено более 700 нарушений, к различным видам ответственности привлечены десятки должностных лиц. Требуют постоянного внимания вопросы соблюдения прав предпринимателей в земельной и градостроительной сферах. Административные препоны допускаются при выделении земельных участков, изменении их целевого назначения, выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию.
В городе Улан-Удэ, Иволгинском, Кяхтинском, Северобайкальском районах прокурорами выявлены ограничения прав предпринимателей на ведение торговой деятельности. Муниципалитеты игнорировали или затягивали рассмотрение обращений хозяйствующих субъектов о выделении земли. Предоставляли земельные участки под высоковольтными линиями электропередач, над тепловыми сетями, в жилой зоне или зоне подтопления.
Максимально строго и взыскательно мы подошли к формированию Плана проверок (то же касается и внеплановых) – отсеяно около 30 процентов из заявленных. Продолжается работа по применению контролирующими органами риск-ориентированного подхода. Активно ведется работа с предпринимателями в рамках межведомственного совета по защите бизнеса, в виде форумов и специальных приемных дней.
Необходимо продолжить данную работу в тесном взаимодействии с бизнес-сообществом, органами власти, контролировать возникновение задолженности государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями. Жестко пресекайте необоснованное вовлечение предпринимателей в уголовно-правовую сферу.
***
Завершился Год экологии и особо охраняемых природных территорий. Проведены масштабные проверки в самых разных отраслях природопользования. Пресечено более 4 тысяч нарушений закона. Особое внимание уделено Центральной экологической зоне.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации комиссией Генеральной прокуратуры совместно с прокуратурой Республики Бурятия проведена проверка природоохранного законодательства на Байкале. К мероприятию привлекались сотрудники Росприроднадзора, Роспотребнадзора, федеральных агентств водных ресурсов, лесного хозяйства и рыболовства.
Проверками охвачены все объекты, оказывающие негативное воздействие на Байкальскую природную территорию. Особое внимание уделено работе очистных сооружений, осуществляющих сброс сточных вод в водоемы и реки. Техническое и функциональное состояние всех проверенных 16-ти очистных сооружений не соответствует предъявляемым требованиям. Допускаются нарушения экологических норм в зонах рекреации. Выявлены факты возведения строений в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, без заключения государственной экологической экспертизы, а также другие несоответствия закону. Принят комплекс мер реагирования, вплоть до судебного понуждения. Устранение нарушений находится на контроле Генеральной прокуратуры и Президента страны.
Ежегодно в республике отмечается высокий уровень пожарной опасности в лесах. Проверки планов тушения лесных пожаров на текущий год уже должны быть завершены. Необходимо мерами надзора обеспечить их достоверность, изучить фактическую готовность сил, достаточность технического оснащения. Задача прокуроров принимать все меры для того, чтобы ситуация была контролируема, а люди защищены от стихии.
Для усиления надзора за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды образована Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура. В настоящее время ведутся соответствующие организационные мероприятия, разграничиваются сферы надзора. В переходный период недопустимо возникновение ситуации безнадзорности, механизмы взаимодействия будут отлажены, а пока мы должны работать в том же режиме.
***
Органами прокуратуры постоянно нарабатывается методика выявления нарушений антикоррупционных норм. Совершенствуется практика совместных целевых проверок. По мерам прокурорского реагирования наказано 350 должностных лиц, удалось сохранить неплохой темп исковой работы. В рамках антикоррупционной экспертизы изучено более 18 тысяч правовых актов.
Вместе с тем отсутствуют результаты по контролю за расходами чиновников. Не инициировалось обращение в доход государства имущества, источники приобретения которого не отражались в декларациях. Специальный федеральный закон действует уже более пяти лет, однако процедура еще ни разу не применялась. Это кропотливая, практически розыскная работа, но иного способа добиться результатов здесь – нет. В целом проверки соблюдения чиновниками обязанностей, ограничений и запретов не теряют своей значимости.
Анализ надзорной деятельности подтверждает, что наиболее подверженными коррупционным рискам являются сферы, связанные с распоряжением государственным и муниципальными деньгами, имуществом. А наиболее результативными являются проверки, которые проводятся совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами.
***
Недавнее нападение на школьников в Сосновом бору болезненно указало на существующую проблему безопасности в образовательных учреждениях, а также на отсутствие реального контроля во многих вопросах воспитания и образования несовершеннолетних.
Фактически учреждения оказались не готовы обеспечить охрану жизни и здоровья как работников, так и учеников. При этом разрастание интернет-пространства привело к незащищенности детей от противоправного контента, сделало более доступной информацию, провоцирующую насилие.
Всем поручено провести проверки, по итогам обобщения будем оценивать ситуацию по республике в целом.
Во взаимодействии со службой Роскомнадзора принимайте все меры по защите детей от информации, которая может нанести вред их здоровью и развитию. Добивайтесь надлежащего оснащения школ и других детских учреждений техническими средствами контент-фильтрации.
В преддверии завершения учебного года необходимо своевременно проверить организацию летнего отдыха детей, особенно в вопросах безопасности.
Не дожидаясь чрезвычайных происшествий, активизируйте надзор за исполнением субъектами профилактики требований, нацеленных на противодействие терроризму и экстремизму. Вернитесь к проверкам защищенности мест массового пребывания людей. Обращайте особое внимание на несогласованные публичные акции.
***
Уважаемые коллеги!
В ближайшее время состоится главное политическое событие года – выборы Президента Российской Федерации. Используя накопленный опыт, обеспечьте конструктивное взаимодействие со всеми уполномоченными органами и ведомствами.
Выборы, как объект прокурорского внимания – это, прежде всего, легитимные и прозрачные процедуры на всех без исключения этапах, а также их безопасность. Решительно пресекайте нарушения и провокации, способные дискредитировать голосование и подведение итогов.
***
Теперь о преступности.
В минувшем году количество зарегистрированных в республике преступлений осталось практически на уровне 2016 года – 23 610. Бурятия по-прежнему входит в число регионов с самым высоким уровнем преступности.
Определяющими здесь являются неблагоприятные экономические и социальные факторы, снижение общего уровня обеспеченности населения. Так, преступления против собственности превышают половину всех зарегистрированных криминальных деяний, почти две трети раскрытых преступлений совершены лицами без постоянного источника дохода.
Повлиять на криминологические процессы прокурор может опосредованно, реализуя свои полномочия. Здесь выделю три основных направления, над которыми надо глубже поработать.
Во-первых, повысить качество координационной работы на местах. Выполнение координирующей роли в борьбе с преступностью – это особая функция прокурора, которая требует серьезного анализа. К сожалению, не все с этим справляются. Не все принимаемые решения содержат механизмы взаимодействия и потенциал координационной деятельности в итоге не используется. Практикуется периодическое рассмотрение одних и тех же вопросов межведомственного взаимодействия, но при этом не выделяются проблемы, которые следовало бы решать. Предлагаю районным прокурорам самим критично оценить свою деятельность, более продуманно, нацеленно планировать мероприятия.
Во-вторых, необходимо больше внимания уделять вопросам реализации государственных и муниципальных программ профилактики правонарушений и преступлений, оценивать на что именно тратятся средства. Отмечается высокий уровень повторной преступности, а в местных и в республиканской программе нет мероприятий по адаптации и ресоциализации ранее судимых лиц, не предусмотрена поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые оказывают содействие таким гражданам.
И, наконец, главное – эффективность надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства, которое призвано обеспечить неотвратимость наказания, восстановление прав потерпевших от преступлений. Прокурор, используя свои полномочия, призван гарантировать достижение этих целей.
Не первый год отмечается низкое качество предварительного расследования. При снижении числа оконченных производством уголовных дел, количество выявленных нарушений на следствии и в ходе дознания возросло на 14 %. Почти по половине дел не выдержаны сроки расследования.
Больше стало поступать жалоб от участников уголовного судопроизводства, чаще признаётся незаконным применение мер процессуального принуждения. Увеличилось число решений о реабилитации, принятых как судом, так и в ходе расследования, наибольшее число таких решений зафиксировано в Октябрьском, Кабанском и Тарбагатайском районах.
И это при том, что около 80 % уголовных дел в республике рассматриваются судами в особом порядке. Не секрет, что следователи и дознаватели, зная об этом, максимально упрощают свою работу. В такой ситуации прокуроры обязаны требовать более высокого уровня законности на всех стадиях – от приема сообщений до завершения расследования.
В истекшем году значительное внимание уделено обеспечению законности при регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Этот вопрос обсужден на координационном совещании руководителей правоохранительных органов республики. Обеспечено принятие дополнительных мер, препятствующих незаконной регистрации так называемых «учетных отказных».
Вместе с тем в данном направлении имеются системные просчеты. Не всегда своевременно изучаются отказные материалы, не контролируется своевременное исполнение надзорных указаний по ним. В результате этого незаконные решения принимаются неоднократно.
Число укрытых от учета преступлений осталось практически на уровне прошлых лет, но факты возбуждения уголовных дел в отношении укрывателей по-прежнему единичны – в 2016 и 2017 годах по одному.
Районным и межрайонным прокурорам направлено поручение о необходимости предварительного согласования в процессуальном управлении материалов проверок в отношении лиц, укрывших преступления. После накопления достаточных данных предлагаю оценить причины низкой результативности применения уголовной ответственности за такие деяния.
Особого внимания заслуживает надзор за дознанием. Здесь, в отличие от следствия, прокурор наделен полным набором процессуальных полномочий. Однако надзирающие прокуроры не используют их в полной мере. Несмотря на повсеместную волокиту, указания о производстве следственных действий даны лишь по 270 уголовным делам из более чем 12-ти тысяч, находившихся в производстве органов дознания (то есть по 2 %).
Вызывает нарекания деятельность оперативных подразделений. Снизился уровень раскрываемости преступлений, слабо реализуются дела оперучета. Часто выявляются нарушения порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, бездействие. Главной задачей прокурора на этом направлении является соблюдение конституционных прав граждан. Несмотря на это, меры в защиту именно прав граждан принимались только 3 районными прокурорами – Джидинским, Прибайкальским, Тункинским, а также Бурятским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Не удается существенно переломить ситуацию с некачественным изучением уголовных дел, поступающих для утверждения обвинительного заключения – прокурорам вновь возвращено порядка ста дел по статье 237 УПК РФ. Предлагаю усилить персональную ответственность надзирающих прокуроров, исключить некачественное изучение уголовных дел и материалов проверок. Займите принципиальную позицию в отношении руководителей органов следствия и дознания, которые не выполняют должным образом свои прямые обязанности. Мы не должны подменять ведомственный контроль.
Отдельного внимания требует организация работы по возмещению ущерба от преступлений.
По итогам расследования уголовных дел возмещено менее одной десятой от общей суммы ущерба. Обеспечительными мерами охвачена лишь десятая часть от всего объема материального вреда. Наиболее низкие показатели возмещаемости в Джидинском, Заиграевском и Прибайкальском районах. Предлагаю прокурорам проанализировать причины такого положения и принять достаточные меры.
Планирование своевременных и актуальных мероприятий по противодействию преступности неразрывно связано с обеспечением достоверности уголовно-правовой статистики.
В 2017 году на данном направлении выявлено и устранено около 10 тысяч нарушений. Принятые меры организационного и методического характера позволили снизить число искажений. Продолжается опытная эксплуатация государственной автоматизированной системы правовой статистики. Необходимо и в дальнейшем развивать использование доступных нам информационных ресурсов, минимизировать искажения в ведомственных отчетах.
***
Кратко о работе по поддержанию государственного обвинения. С 1 июня в районных судах появятся присяжные заседатели. Необходимо завершить все организационные и методические мероприятия, связанные с этим, обеспечить качественное поддержание обвинения в новых условиях. Обратите внимание на выполнение органами местного самоуправления требований статьи 8 Федерального закона о присяжных заседателях – списки кандидатов в присяжные заседатели должны быть составлены и направлены в районные суды не позднее 1 мая 2018 года.
Прокурорские проверки в сфере исполнения уголовных наказаний показывают, что медицинское обслуживание и условия содержания в колониях не соответствуют предъявляемым требованиям. Не обеспечено перекрытие каналов поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов. Специализированному прокурору необходимо обратить внимание на увеличение смертности в колониях.
Фактически из всех государственных институтов только прокурор участвует в уголовном деле со стадии проверки сообщения о преступлении и до исполнения приговора. На всех этапах процессуальной деятельности наша задача неизменна – это защита конституционных прав граждан. Необходимо и в дальнейшем максимально эффективно использовать имеющиеся полномочия.
***
Коллеги!
В 2017 году к нам поступило более 23 тысяч обращений граждан, из разрешенных обоснованными признано каждое четвертое. Очень часто люди не разбираются в правовых вопросах и идут к прокурору за квалифицированной помощью. Это говорит о высоком доверии к органам прокуратуры. Необходимо и впредь делом поддерживать высокий авторитет органов прокуратуры, активно освещать результаты работы в средствах массовой информации, применять разнообразные и интересные формы правового просвещения.
В условиях высокой ответственности грамотная работа с кадрами является залогом успешной деятельности. Наш кадровый потенциал высок. Каждый работник должен дорожить высоким званием прокурора, не допускать нарушений Присяги и Кодекса этики.
Эффективная работа прокуроров нужна обществу и государству.
Отмеченные недостатки в работе – это повод для совершенствования.