Предлагаем вашему вниманию интервью заместителя прокурора республики Т.Ф.Магомедова газете «Информ Полис».
Талех Магомедов, заместитель прокурора Республики Бурятия: «Защищать права детей – многократная ответственность»
– Талех Фикретович, какие из нарушений, касающиеся защиты прав детей, вы бы отметили?
– Прокуратура всегда являлась основным государственным органом, который стоит на защите прав и интересов детей. Ежегодно прокуроры выявляют
более трех тысяч нарушений закона в этой области. Хочу отметить, что все еще встречаются случаи, когда уполномоченные органы и учреждения оставляют без внимания факты семейного неблагополучия ребенка, жестокого обращения и необходимости оказать своевременную помощь. Особенно это касается работы комиссий по делам несовершеннолетних, ведь они ведущее звено системы профилактики. Однако вопреки требованиям закона не в полной мере выполняют свои функции. Например, в Улан-Удэ комиссии по делам несовершеннолетних (далее – КДН) допускаются факты, когда несовершеннолетних не ставят на учет. И наоборот, своевременно не снимают с учета тех ребят, которые уже достигли совершеннолетия.
– Как ведется контроль за обучением детей из неблагополучных семей?
– Значительное количество этих ребят длительное время пропускают учебу. Сведения о них не подаются в единый банк данных по всеобучу Министерства образования и науки РБ. А это, в свою очередь, не позволяет органам профилактики своевременно возвращать их к учебе. Без правовых оснований формально переводят таких ребят на домашнее обучение. Например, перевели подростка, у которого мать не имеет постоянного места жительства. Отсутствует должное внимание за обучением детей, склонных к совершению правонарушений и состоящих на учете в ПДН. При проведении проверки в Бичурском районе таких детей было выявлено пять и они длительный период не посещали школу. Районное управление образования не располагало сведениями о них, а в ежедекадных отчетах сообщало об отсутствии подобных фактов. В Бурятии есть специальная общеобразовательная школа закрытого типа для подростков с девиантным поведением. Но ее потенциал используется очень слабо, сейчас там обучается всего лишь семеро ребят. Данный вопрос вынесен на уровень правительства Бурятии, уполномоченным органам направлены письма с требованием активизировать работу в этом направлении.
Хочется отметить, что допускаются нарушения и в отношении детей из благополучных семей. Так, в школах Бичурского района отсутствовал ежедневный мониторинг посещаемости, в журнале не фиксировались отсутствующие, на протяжении длительного времени успеваемость учащихся не оценивалась. В сложившейся ситуации обоснованное сомнение вызывает объективность итоговой годовой аттестации учеников и качества образовательных услуг.
– Почему школы «укрывают» данные о прогульщиках?
– В подавляющем большинстве образовательные учреждения не заинтересованы показывать реальное количество детей, оставивших учебу. Ведь от этого зависит объем принятого подушевого финансирования и, конечно же, рейтинг деятельности школы.
– Одна из неутешительных цифр – количество рецидивных преступлений, совершаемых подростками.
– На мой взгляд, одна из причин – формальное отношение к работе сотрудников внутренних дел. Это и обуславливает тот факт, что каждое четвертое преступление в республике совершается несовершеннолетними повторно. При проверке в 2012 году подразделений ПДН Еравнинского района установлено, что сотрудники неоправданно и незаконно сняли с профучета большое число неблагополучных детей. Как основание указали «исправление». В итоге из 15 «исправившихся» каждый третий в течение нескольких месяцев снова совершил преступления.
– Есть ли положительная динамика в снижении подростковой преступности?
– Да, на протяжении последних пяти лет отмечается устойчивая тенденция к ее снижениию. По итогам четырех месяцев текущего года этот показатель составил 9,5%. На территории республики уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Хотя в шести районах еще сохраняется неблагоприятная статистика. Несмотря на благоприятные изменения, имеют место нарушения закона в работе с детьми. Это приводит зачастую к тому, что подростки либо сами совершают преступления, либо становятся жертвами. Например, несвоевременное проведение розыска беглянки из ГОУ «Санаторный детский дом» привело к тому, что она была вовлечена в занятие проституцией. А в отношении воспитанницы ГБУСО «Селенгинский ЦСПСиД» совершено изнасилование.
– Как оценена прокуратурой работа органов опеки и попечительства?
– Хотелось бы, чтобы была занята более активная позиция по защите интересов детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они более беспомощны и зависят от участия взрослых. Приходится признать, что имеют место нарушения при устройстве в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нерегулярно проверяют детей, воспитывающихся в приемных семьях по месту их жительства. Есть случаи совершения преступлений приемными родителями. Именно проверка прокуратурой выявила, что в Джидинском районе в приемной семье проживали лица, страдающие психическими расстройствами в форме тяжелой умственной отсталости. А сама опекун периодически употребляла спиртные напитки, отсутствовала дома по несколько дней, оставляя подопечную с двумя недееспособными мужчинами. В результате ребенок подвергся побоям. Органы опеки знали о неблагополучной обстановке в семье, однако не предприняли своевременных действий.
– Какова обстановка в детских домах и социальных центрах?
– В таких учреждениях республики, к сожалению, и выявляется наибольшее количество нарушений закона о защите прав детей. Например, в ГОУ «Малокуналейский детский дом» работал директор, имеющий судимость. По требованию прокуратуры с ним был расторгнут трудовой договор. В детском доме с. Субуктуй Кяхтинского района не соблюдали трудовую дисциплину. На момент проверки в начале рабочего дня к работе не приступил практически весь коллектив учреждения. По результатам проведенного тестирования в сентябре 2012 года у более 70% воспитанников оказался положительный результат на предмет употребления наркотических средств. Таким образом, основные функции по соцзащите и адаптации воспитанников не выполнялись. Вопиющий факт выявлен в ГБУСО «Селенгинский центр социальной помощи семье и детям». Увидев двух беглянок на остановке, воспитатель учреждения не вышла из автобуса., а лишь позвонила по сотовому телефону инспектору ПДН. Пока сотрудник полиции доехал, девушек уже не было. А позднее одна из них после употребления алкоголя была изнасилована. В январе текущего года у двух воспитанниц этого же центра обнаружено венерическое заболевание. Принято решение о дисциплинарном взыскании в отношении должностных лиц.
Хочется подчеркнуть, что неутешительная статистика свидетельствует в первую очередь об ослаблении ведомственного контроля за работой таких учреждений со стороны Республиканского агентства по делам семьи и детей.
Беседовала Туяна Цыренжапова