Предлагаем вашему вниманию интервью прокурора Республики Бурятия Петрова В.Г. Российскому региональному еженедельнику «Московский комсомолец «МК в Бурятии».

Декабрь 6, 2013

Валерий ПЕТРОВ: «Результативность борьбы с коррупцией зависит, в том числе, от нетерпимого отношения к ней общества»

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией

Учрежденный в 2003 году Генеральной ассамблеей ООН, и призванный привлечь внимание общественности к проблеме коррупции, которая разрушает демократические институты, замедляет экономическое развитие и подрывает государственные устои.

О том, как с этим явлением борются в республике, «МК» попросил рассказать прокурора Бурятии Валерия Петрова.

— Валерий Георгиевич, выявление, предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений и преступлений является одним из основных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры. Можно ли сегодня подвести предварительные итоги за 2013 год?

— Если коротко, то в 2013 году в Бурятии прокурорами было выявлено почти 900 нарушений законов в сфере противодействия коррупции. Для их устранения внесено более 170 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено около 200 должностных лиц. В суды направлено 70 исков, к административной ответственности было привлечено 19 человек. Правоохранительными органами Бурятии возбуждено 120 уголовных дел этой категории.

— Какая сфера более всего подвержена коррупционным проявлениям?

— Анализ прокурорской и следственной практики показывает, что наиболее распространена коррупция в сферах ЖКХ, агропромышленного комплекса, строительства, образования и здравоохранения. Часты проявления коррупции при осуществлении чиновниками разрешительных функций, при проведении конкурсов на предоставление в собственность или аренду имущества и земельных участков, при распределении бюджетных средств…

— Например…

— Примеров много, приведу лишь некоторые из них. В частности, по материалам проверки исполнения госконтракта по реконструкции хирургического комплекса Республиканской клинической больницы имени Семашко установлено, что представителем заказчика-застройщика (начальником ГУ «Управление капитального строительства правительства РБ») в 2008 году был подписан акт о якобы осуществленной приемке медицинского оборудования стоимостью 100,8 миллиона рублей. На основании этого акта подрядчику, ООО «Вира-Норд», были перечислены денежные средства в полном объеме. Однако фактически ангиографический комплекс поступил в больницу только в марте 2009 года, но не в полной комплектации. При этом стоимость недостающего оборудования составила более 5,8 миллиона рублей. В отношении должностного лица ГУ «Управление капитального строительства правительства РБ» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, проводится расследование.

В Баргузинском районе директор бюджетного учреждения социального обслуживания «Баргузинский социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» фиктивно оформила на работу 4 граждан без их ведома. За фактически невыполненные трудовые функции незаконно начислена и получена заработная плата в размере около 200 тысяч рублей. В отношении директора возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ, проводится предварительное расследование.

В Заиграевском районе глава муниципального образования «Усть-Брянское» предоставляла фиктивные выписки из похозяйственной книги о наличии у 17 граждан права на земельные участки, притом, что участки фактически в их пользовании до введения в действие Земельного кодекса РФ не находились. Прокурором Заиграевского района по результатам проверки направлено в суд 17 заявлений о признании выписок из похозяйственной книги недействительными. Эти заявления рассмотрены и удовлетворены. А в отношении главы по 17 фактам служебного подлога возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ.

— Известно, что растет число фактов, связанных с так называемым «конфликтом интересов», имеющих прямое отношение к коррупционным проявлениям.

— Действительно, значительная часть информации, направляемой прокурорами в различные органы власти и учреждения, поступала в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. К примеру, прокуратурой республики выявлено, что начальник отдела правового обеспечения и размещения госзаказов ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» осуществлял контроль над процедурой заключения госконтрактов, размещаемых управлением, на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом его отец являлся генеральным директором коммерческой организации, которая участвовала в аукционах, проводимых управлением, и с которой, в итоге, было заключено значительное число госконтрактов. Несмотря на это, в нарушение требований ст. 11 федерального закона «О противодействии коррупции», не принято мер по урегулированию возникшего конфликта интересов. Прокурором было внесено представление. По результатам проверки начальник отдела уволился по собственному желанию.

— Особое место в вашей работе занимает проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов. Как часто приходится сталкиваться с коррупциогенными факторами?

— Экспертиза правовых актов приобрела тотальный характер. Прокурорами в этом году изучено свыше 9 тысяч нормативных документов и их проектов. Более чем в трехстах выявлены и исключены коррупциогенные факторы. Наибольшее количество таких факторов выявляется в нормативных актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, о прохождении государственной и муниципальной службы, о социальных гарантиях лицам, замещающим государственные или муниципальные должности и прочее. Также коррупциогенные изъяны имели место в правовых актах, касающихся исполнения бюджетного законодательства. К примеру, в январе 2013 года на отдельные положения закона РБ «О муниципальной службе в РБ», касающиеся установления дополнительных гарантий муниципальным служащим в виде денежного пособия в размере не выше трехмесячного денежного содержания при выходе на пенсию, принесен протест. В результате в этот закон были внесены изменения. Аналогичные нормы исключались из муниципальных правовых актов по мерам, принятым прокурорами районов республики.

— В нынешнем году правоохранительными органами Бурятии было выявлено 147 преступлений коррупционной направленности. Какие преступления преобладали в их структуре?

— Факты получения и дачи взятки (27), мошенничества (33), служебного подлога (48). При этом количество выявленных граждан, совершивших коррупционные преступления, возросло на 16 процентов. В отношении должностных лиц, к которым применяется особый порядок судопроизводства, возбуждено 21 уголовное дело, включая депутатов районного совета, глав муниципальных образований и сельских поселений. Усилия правоохранительных органов были сосредоточены на активизации борьбы с коррупцией в конкретных сферах общественно-экономической деятельности. Особое внимание уделено выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в сфере использования государственного имущества и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Результатом принятых мер стало увеличение количества уголовных дел о коррупционных преступлениях, возбужденных в отношении граждан, имеющих высокое должностное положение. Так, возбуждено уголовное дело в отношении одного из глав муниципальных образований республики по факту покушения на получение взятки в особо крупном размере. Установлено, что глава муниципального образования, являясь учредителем коммерческой организации, в 2009 году назначил на должность директора этого общества гражданку Я., потребовав от нее за возможность беспрепятственной работы передавать ему для личных нужд денежные средства. В последующем Я. передала главе более 200 тысяч рублей, но при поступлении от него очередного требования о передаче 5 миллионов рублей отказала и вынужденно уволилась. Сейчас по этому уголовному делу проводится предварительное расследование.

Расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ в отношении бывшего и.о. директора ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РБ». Было установлено, что в июле 2011 года ФГБУ «Управление Бурятмелиоводхоз» заключило с ООО «Регион-03» государственный контракт на реконструкцию Унэгэтэйской оросительной системы. Общая сумма госконтракта составляла 29 596 000 рублей. Зная, что работы выполнены не в полном объеме, должностное лицо подписало справки о стоимости выполненных работ (формы КС-3) и платежные поручения на сумму 29 596 000 рублей, в том числе за невыполненные работы на сумму 16 422 244 руб. На основании этих документов денежные средства были перечислены из федерального бюджета на расчетный счет подрядчика. Работы по государственному контракту подрядчиком ООО «Регион-3» не выполнены до настоящего времени.

Большой общественный резонанс получило возбуждение уголовных дел о злоупотреблении должностными полномочиями министром сельского хозяйства и продовольствия РБ и получении взятки заместителем руководителя администрации Улан-Удэ, председателем комитета по строительству. Ведется расследование.

— Из дел этой категории наибольшую общественную опасность представляют преступления, совершаемые самими сотрудниками правоохранительных органов.

— К сожалению, таких примеров немало. В сентябре 2013 года возбуждено уголовное дело в отношении 2 инспекторов группы ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Северобайкальский» по факту получения взятки группой лиц в крупном размере. Следствием установлено, что инспекторы ГИБДД потребовали от начальника горнотранспортного цеха рудника «Ирокинда» ОАО «Бурятзолото» взятку в виде автомобиля за не проведение проверки данной организации. При этом приобретение грузового автомобиля «Урал» стоимостью 400 000 рублей было оформлено договором купли-продажи автомашины по цене 5000 рублей. Более того, полученный ими в качестве незаконного вознаграждения автомобиль в дальнейшем был передан тому же ОАО «Бурятзолото» по договору аренды во временное пользование с арендной платой в размере 290 000 рублей. По делу проводится предварительное расследование.

Возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении руководителя райотдела управления федеральной службы судебных приставов по РБ по факту покушения на получение взятки в крупном размере. Установлено, что данное должностное лицо за незаконное снятие ограничений по проведению коммерческой организацией кассовых операций потребовало от ее руководителя под видом заработной платы ежемесячно перечислять денежные средства на счет ее знакомой. В последующем на протяжении нескольких месяцев фактически не работающему в коммерческой организации лицу было перечислено 120 тысяч рублей.

— Что можно сказать о принципе неотвратимости наказания?

— В суды республики было направлено 46 уголовных дел о совершении 71 преступления, связанного с проявлениями коррупции. По 35 делам в отношении 35 граждан вынесены обвинительные приговоры, 6 дел в отношении 7 лиц прекращены, но не по реабилитирующим основаниям, остальные уголовные дела сейчас находятся на стадии рассмотрения. Наказание в виде лишения свободы назначено 1 человеку, лишения свободы условно — 10 гражданам, к штрафу приговорены 22 лица, к лишению права занимать определенные должности — 2 осужденным. Кроме того, 7 осужденным назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

— Как вы считаете, принимаемые правоохранительными органами меры достаточно эффективные?

— На мой взгляд, меры все же недостаточны. Большинство выявленных преступлений не относятся к категории актуальных, имеющих повышенную общественную опасность. Считаю это просчетами оперативных служб. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных и следственных органов, прокурорского надзора в области противодействия коррупции. Хочу также отметить такую важную составляющую эффективной борьбы с коррупцией, как профилактические меры. Большая роль в сфере профилактики коррупции принадлежит воспитательной работе, проведению комплекса мер по воспитанию у граждан правового сознания, антикоррупционного менталитета, навыков правового поведения для противодействия коррупции. Необходимо подчеркнуть, что результативность борьбы с коррупцией зависит не только от усилий, принимаемых государственными органами, но и от нетерпимого отношения к ней общества, от желания каждого гражданина жить в правовом и свободном от коррупции государстве.

— Спасибо за беседу!

МК № 50 от 04.12.11 Станислав БЕЛОБОРОДОВ