О результатах проведения антикоррупционной экспертизы за 9 месяцев 2016 года
Всего за 9 месяцев 2016 года органами прокуратуры Республики Бурятия на предмет коррупциогенности изучено 6754 нормативных правовых акта (2015г. – 6003) и 6150 проектов актов (5631) органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия. Выявлено 436 (212) коррупциогенных факторов в 180 (118) нормативных правовых актах, 501 (304) коррупциогенный фактор в 190 (190) проектах нормативных правовых актов. Для их исключения направлено 17 требований (13), принесено 74 протеста (35), внесено 59 представлений (59), в суд направлено 2 исковых заявления (0), а на проекты принесены замечания. В результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 153 (97) правовых актов и 161 (182) проекта, остальные находятся на рассмотрении.
Обобщение практики проведения антикоррупционной экспертизы показало, что наибольшее количество коррупциогенных факторов прокурорами выявляется в правовых актах (проектах) органов государственной власти и местного самоуправления республики, регулирующих правоотношения в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
Например, прокуратурой республики подготовлено отрицательное заключение на проект постановления Администрации г. Улан-Удэ «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ» в связи с наличием в нем таких неопределенных формулировок как «надлежащего внешнего вида», «длительное время», «следует ориентировать на максимальное сокращение неудобств». Проект переработан с учетом замечаний прокуратуры республики.
В соответствии с замечаниями органов прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из проектов правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере бюджетных правоотношений.
Так, прокуратурой республики направлено замечание на проект постановления Правительства Республики Бурятия «Об утверждении Положения о проведении мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Бурятия». В нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проектом с нарушением установленной компетенции предоставлялось Республиканскому агентству по государственным закупкам право запрашивать документы и информацию, необходимые для обеспечения мониторинга, у заказчиков, операторов электронных площадок, организаций, осуществляющих ведение и обслуживание единой информационной системы, а также возлагалась на заказчиков обязанность по предоставлению указанной информации Агентству. Проект постановления доработан в соответствии с замечаниями прокуратуры.
Нормы и положения, нарушающие права субъектов предпринимательской деятельности, выявлялись в отчетном периоде в проектах муниципальных нормативных правовых актов.
К примеру, в ходе изучения проекта постановления главы МО «Баргузинский район» «Об утверждении Порядков предоставления субсидий местного бюджета на реализацию подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства в Баргузинском районе» прокурором района установлено, что проектом не определены сроки рассмотрения представленных получателем документов, порядок информирования получателя о принятом решении. По замечанию прокурора района проект постановления направлен на доработку.
Основными причинами выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах являются отсутствие необходимой квалификации, юридического образования должностных лиц органов местного самоуправления, некачественное проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов.
Так, в текущем году прокурорами Баргузинского, Иволгинского, Мухоршибирского районов в связи с некачественным проведением антикоррупционной экспертизы правовых актов либо ее непроведением внесены представления главам 20 муниципальных образований. По результатам рассмотрения внесенных представлений 19 должностных лиц органов местного самоуправления привлечено к дисциплинарной ответственности.