Статья прокурора Республики Бурятия В.Г.Петрова, опубликованная в журнале «Прокурор» № 1/ 2017г.

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства
об охране водных объектов и сохранении водных биологических ресурсов в Республике Бурятия

 

В силу специфики географического положения Республики Бурятия надзор за исполнением законодательства об охране водных объектов и водных биологических ресурсов является приоритетным.

Это обусловлено особым статусом озера Байкал, являющегося объектом Мирового наследия ЮНЕСКО с 1986 г. Общий объем содержащейся в Байкале воды составляет 20% мировых запасов поверхностных пресных вод и около 90% запасов России. В озеро впадает свыше 300 рек, основными притоками озера Байкал являются реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Снежная. В водоемах и реках бассейна озера Байкал обитают более 60 видов рыб, половина из которых эндемичны.

По большей части территории республики протекает река Селенга, водосборная площадь которой превышает 447 тыс. кв. км, длина водотока составляет 1024 км. Селенга является крупнейшим притоком озера Байкал, объем приносимых вод которой (30 куб. км в год) составляет более половины общего речного стока в озеро.

Анализ прокурорского надзора показывает, что наиболее распространенными нарушениями водного законодательства являются: сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты, водопользование без правоустанавливающих и разрешительных документов либо с нарушением его условий, самовольное занятие земельных участков, расположенных в границах водоохранных зон.

На фоне возрастающего антропогенного воздействия на водные объекты Байкальской природной территории наблюдается снижение общей биомассы байкальского омуля (в 2008 г. биомасса омуля опустилась ниже 20 тыс. тонн, к 2014 г. биомасса омуля снизилась до 13,2 тыс. тонн). Актуальной остается проблема незаконной добычи рыбы. Так, в связи с критическим сокращением популяции байкальского омуля в настоящее время Федеральным агентством по рыболовству готовится введение запрета на его добычу с 2017 г.

При таких обстоятельствах роль государственных органов, в том числе органов контроля, возрастает, однако прокурорские проверки показывают, что их эффективность оставляет желать лучшего.

Министерством природных ресурсов республики ненадлежащим образом осуществлялись полномочия по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос рек Уда и Селенга, организации проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон.

Факты ненадлежащего исполнения полномочий по охране водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, непроведения соответствующих проверок вскрыты также в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия.

В Ангаро-Байкальском управлении Федерального агентства по рыболовству (далее — Управление) и его территориальных отделах выявлены нарушения, связанные с несоблюдением требований закона при выдаче разрешений на добычу водных биологических ресурсов, реализации контрольно-надзорных полномочий. Должностными лицами Управления допускались вынесение немотивированных постановлений по делам об административных правонарушениях, неправильная квалификация правонарушений, несоблюдение порядка изъятия и уничтожения орудий лова и незаконно добытой продукции, требований закона к назначению административных наказаний. В деятельности Управления имели место случаи неправомерного возвращения правонарушителям транспортных средств, сетей и других орудий лова без решения вопроса об их конфискации.

Управлением не обеспечено исполнение требований федерального законодательства при осуществлении мероприятий по искусственному воспроизводству водных биоресурсов. Меры к хозяйствующим субъектам, уклоняющимся от заключения договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству рыбы в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, не принимались, полномочия заказчика по государственным контрактам на выполнение таких работ не реализовывались.

В связи с бездействием Управления по требованию Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора ПАО «Территориальная генерирующая компания — 14» в судебном порядке понуждено к выполнению мероприятий по компенсации нанесенного водным биологическим ресурсам ущерба путем выпуска в естественную водную среду 6511 тыс. экземпляров байкальского осетра, а также к установке сетчатого рыбозащитного сооружения на береговой насосной станции в целях исключения уничтожения водных биоресурсов, обитающих в реке Селенга.

Вмешательство прокуроров потребовалось для устранения нарушений, связанных с необеспечением качества очистки сточных вод, строительством новых очистных сооружений с грубыми нарушениями строительных норм и правил, вразрез с требованиями бюджетного законодательства, неэффективным контролем со стороны уполномоченных государственных органов. На территории Республики Бурятия сброс сточных вод в поверхностные водные объекты осуществляют 37 предприятий, в том числе на Байкальской природной территории — 28, из них в Центральной экологической зоне озера Байкал — 14.

Так, в 2015 г. в водные объекты Байкальской природной территории сброшено более 500 млн куб. м сточных вод. Из них более 39 млн составили недостаточно очищенные стоки с очистных сооружений жилищно-коммунального хозяйства. В Центральной экологической зоне в водные объекты сброшено более 2 млн куб. м сточных вод.

Особую озабоченность вызывает работа очистных сооружений жилищно-коммунального комплекса. Как правило, очистные установки являются изношенными и устаревшими, вследствие чего не могут обеспечить качество очистки жидких бытовых отходов.

Проведенными проверками исполнения законодательства при эксплуатации очистных сооружений выявлены факты сбросов сточных вод в водные объекты с превышением нормативов, без разрешительных документов, нарушения регламентов их работы обслуживающими организациями, нарушения закона при строительстве и вводе в эксплуатацию новых очистных сооружений.

На исполнении находятся судебные решения по искам прокуроров о понуждении муниципалитетов и предприятий обеспечить надлежащую очистку сточных вод сооружениями в городах Улан-Удэ, поселках Выдрино, Каменск Кабанского района, Максимиха Баргузинского района.

В связи с ненадлежащим проектированием и выполнением строительных работ при строительстве очистных сооружений в г. Бабушкин последние не обеспечивали качество очищаемых сточных вод, сбрасываемых в реку Очистные сооружения г. Бабушкин Мысовка, являющуюся притоком озера Байкал.

Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что содержание термотолерантных колиформных бактерий группы кишечной палочки в сбрасываемых сточных водах превышает допустимые показатели в 240 раз. В нарушение ч. 4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» эксплуатирующей в настоящее время очистные сооружения организацией ООО «Канализационные очистные сооружения» не разработан проект нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты, не проведены работы по разработке плана водоохранных мероприятий. По представлениям природоохранного прокурора эксплуатирующей организацией, органом местного самоуправления принимаются меры к надлежащей работе очистных сооружений.

Помимо предприятий жилищно-коммунального хозяйства загрязнение водных объектов допускается в результате деятельности иных природопользователей.

По постановлениям прокурора Баунтовского района возбуждено и расследовано четыре уголовных дела по ч. 1 ст. 250 УК РФ (загрязнение поверхностных вод, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда рыбным запасам) по фактам причинения ущерба водным биоресурсам в ходе проведения золотодобывающими предприятиями работ по перемещению грунта в руслах рек Бугарикта, Ципа и Ципикан без согласования с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства. В ходе следствия ущерб в размере 441 тыс. рублей виновными лицами добровольно возмещен.

По инициативе Северобайкальского межрайонного прокурора пять хозяйствующих субъектов, осуществлявшие деятельность в прибрежной защитной полосе озера Байкал без проведения оценки ее воздействия на биоресурсы и среду их обитания, привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Важным аспектом осуществления надзорной деятельности на рассматриваемом направлении является проведение проверок соблюдения законодательства об особом режиме использования водоохранной зоны озера Байкал и иных водных объектов.

В 2014 г. решением Арбитражного суда Республики Бурятия удовлетворен иск прокуратуры республики к Прибайкальской районной администрации, дачному некоммерческому товариществу «Итанца» о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки по передаче земельного участка общей площадью 68 652 кв. м.

При предоставлении земельного участка ДНТ «Итанца» нарушены требования законодательства об охране озера Байкал. Земельный участок расположен в пределах водоохранной зоны и Центральной экологической зоны озера Байкал, в связи с чем использование земельного участка для ведения дачного хозяйства не допускается. В силу подп. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Таким образом, спорный земельный участок не мог быть предоставлен  в собственность.

В 2015 г. удовлетворено исковое заявление прокурора республики, внесенное по аналогичным основаниям к ДНТ «Родник», Прибайкальской  районной администрации.

Учитывая особую значимость для региона вопросов, касающихся охраны водных объектов, в 2017 г., объявленном в Российской Федерации Годом экологии, надзорные мероприятия на данном направлении органами прокуратуры республики будут усилены. Важную роль в организации надзора  в этой сфере играет налаженное прокуратурой республики деловое взаимодействие с членами Общественного экологического совета при прокуроре Республики Бурятия, представителями общественных природоохранных организаций. Вопросы состояния охраны водных объектов на территории республики явились предметом рассмотрения на заседании Общественного экологического совета в 2016 г. с приглашением руководителей уполномоченных контролирующих органов. Ведь только в постоянном взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, представителями общественности мы можем обеспечить решение проблем, связанных с негативным воздействием на водные объекты республики.

Прокурор Республики Бурятия

В.Г.Петров