Предлагаем Вашему вниманию интервью первого заместителя прокурора республики Муравьева А.К. газете «Информ Полис»

Борьба с коррупцией ведется последовательно и системно

Проблема противодействия коррупции всегда актуальна и является приоритетом в работе прокуратуры Бурятии. Об этом и беседуем с первым заместителем прокурора Республики  Бурятия  Александром Кирилловичем Муравьевым.

-Александр Кириллович, какая работа проводится прокурорами по борьбе с коррупцией и  что  такое коррупция?

 -Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление и не ограничивается только уголовно-правовой сферой, характеризуется многообразием и высокой организованностью форм.

Подкуп, лоббизм, взяточничество, должностные злоупотребления, хищение государственных средств и отмывание преступных доходов – вот далеко не полный перечень ее реальных проявлений.

В прокуратуре республики надзор за исполнением антикоррупционного законодательства осуществляется по пяти основанным направлениям.

Первое – это проверка исполнения законов государственными и муниципальными, второе –  антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Затем это сфера уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, надзор за оперативными подразделениями органов правоохраны. И пятое – реализация полномочий по координации деятельности правоохранительных органов.

В органах государственного управления главное наше внимание сосредоточено на соблюдении закона при проведении торгов и конкурсов, выделении бюджетных средств под проекты, использовании государственного и муниципального имущества.

– В каких сферах чаще всего выявляются нарушения?

-В текущем году прокурорскими проверками выявлено свыше тысячи нарушений законов. Из них наиболее многочисленные допущены на муниципальной службе – 706, в бюджетных учреждениях – 223, на государственной службе – 75. В основном это нарушения, связанные несоблюдением служащими запретов и ограничений, а также в области исполнения бюджетного законодательства.

 Исключительно опасна коррупция в судебных, правоохранительных и контролирующих органах.

-Как показывает анализ правоприменения, коррупционные проявления, как правило, являются прямым следствием несовершенства многих нормативных актов. В них содержится большое количество отсылочных, альтернативных норм, предоставляющих чиновникам возможность вариативности в принятии решений, установлено много излишних административных барьеров. Нормотворческая работа находится на контроле прокуратуры?

-Прокуратурой проводится антикоррупционная экспертиза, ей подвергаются не только принятые нормативные правовые акты, но и их проекты. В нынешнем году такую проверку на предмет коррупциогенности не прошли более 400 актов и их проектов, по требованиям прокуроров все они скорректированы.

К примеру, Народный Хурал республики в июне текущего года пытался принять закон, устанавливающий административную ответственность за размещение и хранение на придомовой территории различных видов топлива, строительных и других материалов. По нашему замечанию принятие этого закона, устанавливающего для граждан обременительные требования, предотвращено.

Часто ли обращаются  в правоохранительные органы предприниматели пострадавшие от незаконных действий чиновников? Приведите примеры?

 -Прокуроры и правоохранители ориентированы на необходимость незамедлительного реагирования на обращения предпринимателей и принятие всего комплекса предусмотренных законом мер.

К примеру, по заявлению руководителя транспортной компании о вымогательстве у него взятки инспектором МРИ ФНС республики  УФСБ по республике организована проверка, зафиксирован факт передачи 230 тысяч рублей налоговому инспектору.

Как показало дальнейшее расследование, сотрудник налоговой службы, проверяя предпринимателя, угрожал привлечением к ответственности и наложением на него крупного штрафа, хотя в действительности никаких нарушений в ходе проверки им обнаружено не было.

После возбуждения уголовного дела по этому эпизоду с заявлением о даче взятки тому же чиновнику обратилась заместитель директора еще одной организации.

Приговором Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 08.09.2017года  налоговый инспектор признан виновным в двух эпизодах получения взятки, ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с лишением права занимать должности на государственной службе на тот же срок со штрафом 700 тыс. рублей.

Приговор пока не вступил в законную силу и находится на стадии апелляционного обжалования.

Это пример показывает, что там, где правоохранительные органы работают, скоординировано, профессионально и системно – всегда есть положительный результат.

Отмечу, что взаимодействие оперативно-розыскных служб и следственных аппаратов, реализация результатов оперативно-розыскной деятельности все еще остается на низком уровне.

Для преодоления этой рассогласованностями прокуроры координируют деятельность правоохранителей, проводят расширенные координационные совещания. Так, на середину декабря текущего года назначено подобное мероприятие, на нем будут обсуждены итоги исполнения Национального плана противодействия коррупции.

-Один из самых насущных вопросов – каков ущерб от коррупции и принимаемые в этой связи меры?

 В текущем году в республике зарегистрировано более 160 преступлений, связанных с проявлениями коррупции. Ущерб от таких деяний, без учета сумм взяток, превысил 83 миллиона рублей.

 Прокуроры проводят большую работу для возмещения материального вреда, особенно в тех случаях, когда похищены или растрачены бюджетные средства.

Так, только за 9 месяцев текущего года в результате коррупционных преступлений, совершенных в Бурятии, государству нанесен ущерб в 47 миллионов рублей, что на 5 миллионов больше, чем за такой же период прошлого года.

При этом виновные лица неохотно возвращают преступно добытые деньги, в этом году добровольно возмещено только 6 миллионов. Поэтому прокуроры и следственные органы прибегают к таким принудительным мерам как обращение в суд с исками и арест имущества.

Органами следствия в текущем году наложен арест на денежные средства, ценности и иное имущество на сумму свыше 22 миллионов рублей, прокурорами в интересах государства и муниципальных образований предъявлены иски на 11,5  миллиона рублей.

-Работа прокуратуры республики заключается не только в противодействии коррупционным проявлениям, но и в профилактике коррупции в целом.

-Победить коррупцию усилиями лишь государственных и правоохранительных органов не возможно. Крайне необходимо наладить взаимодействие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации. Нужно не только построить систему реагирования на обращения и сигналы населения, но и информирования общества о реальном положении дел. Важную роль в борьбе с коррупцией играет правовое просвещение населения. Граждане должны знать и исполнять законы.

-Спасибо за беседу.