Предлагаем вашему вниманию интервью заместителя прокурора Республики Бурятия Д.Ц. Хобракова Российскому региональному еженедельнику «Московский комсомолец «МК в Бурятии».

Учет и контроль

Прокуратура Бурятии выявила отставание в темпах работы по капремонту многоквартирных домов

Реализация республиканской программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах остается под пристальным вниманием органов прокуратуры Бурятии. Программа капитального ремонта многоэтажек стартовала в 2014 году со сроком завершения в 2043-м.

Всего за этот период на территории республики должно быть капитально отремонтировано свыше 23 тысяч конструктивных элементов в наших домах, включая крыши, подвалы, инженерную коммуникацию. Процесс хоть и идет, но не всегда гладко и не так активно, как предусмотрено планами самой программы.

О том, какие нарушения выявляются в деятельности фонда капитального ремонта многоквартирных домов и курирующего его ведомства — минстроя РБ, «МК» беседует с заместителем прокурора Бурятии старшим советником юстиции Дмитрием Цыбиковичем Хобраковым.

— Еще в январе по иску прокуратуры Советский районный суд Улан-Удэ обязал фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах создать условия для оплаты услуг капремонта без взимания комиссии за перевод денег через банки. Чем это было вызвано?

— Прокуратурой республики в деятельности «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» были выявлены нарушения законодательства при взимании взносов на капитальный ремонт общего имущества. Так, фондом заключено всего 11 договоров с хозяйствующими субъектами об оказании услуг, связанных с переводом денежных средств на счета этой некоммерческой организации. Вопреки требованиям федерального законодательства региональным оператором не была обеспечена возможность внесения платы без взимания комиссионного сбора для всех. Прокуратура обратилась с иском в Советский районный суд Улан-Удэ. 18 января суд решил, что граждане, обремененные государством обязанностью ежемесячно вносить деньги на капитальный ремонт, не могут постоянно нести дополнительные расходы и под угрозой штрафных санкций вынуждены соглашаться на условия, диктуемые платежными агентами. Суд удовлетворил гражданский иск прокуратуры, обязав фонд в течение 5 месяцев обеспечить условия для жителей остальных муниципальных образований оплачивать услуги без комиссии. К ним относятся жители Баргузинского, Бичурского, Джидинского, Заиграевского, Иволгинского, Кижингинского, Курумканского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Муйского, Окинского, Северобайкальского, Тарбагатайского, Тункинского, Хоринского районов. Однако решение не вступило в законную силу в связи с его обжалованием ответчиком в апелляционном порядке.

— Вопросы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах находятся на постоянном мониторинге прокуратуры. Надзорный орган контролирует не только реализацию этой долгосрочной и масштабной программы, но и то, как она формируется на перспективу. Какие еще имеются факты нарушений?

— Прокуратурой республики предотвращено принятие незаконного нормативного правового акта о внесении изменений в постановление правительства Бурятии «Об утверждении республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2043 годы». Проектом, в частности, позволялось переносить сроки капитального ремонта общего имущества при отсутствии соответствующих решений собственников.

Только по представлениям прокуратуры министерством строительства Бурятии были приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок принятия решений по перечню услуг (работ), смете расходов, срокам и источникам финансирования капитального ремонта в случае возникновения аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. А также порядок определения необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме.

В ходе постоянного мониторинга регионального законодательства в этой сфере выявляются случаи несвоевременного приведения нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. К примеру, после прокурорского вмешательства в соответствие с Жилищным кодексом РФ приведены нормы республиканского закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Изменения касались установления 3-летних сроков для краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта. Действовавшая ранее редакция этого закона допускала возможность утверждения такого плана сроком до трех лет. По предложению прокуратуры в него внесены соответствующие изменения.

— Расскажите, как в целом идет реализация этой программы?

— Анализ ситуации показал, что выполнение региональной программы капитального ремонта характеризуется в Бурятии низким объемом работ, планируемых к выполнению на очередном этапе ее реализации. К примеру, в соответствии с республиканской программой до 2043 года запланировано отремонтировать 23619 конструктивных элементов общего имущества в 4188 многоквартирных домах. Фактически же за период действия программы (2014-2017 годы) капитальный ремонт проведен по 401 элементу общего имущества в 230 домах. А это составляет менее 2% от общего объема работ.

— Чем можно объяснить такие низкие темпы?

— Условием, этому способствующим, является занижение министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики объема средств, подлежащих использованию в плановом периоде.

В соответствии со ст. 185 ЖК РФ, ч. 1 ст. 18 закона об организации проведения капитального ремонта объем средств, который региональный оператор ежегодно вправе расходовать на финансирование программы капремонта, определяется как остаток денег, не использованных местным оператором в предыдущем периоде, и семьдесят процентов от прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году.

Проверка прокуратуры показала, что подлежащий расходованию объем средств на 2018-2019 годы в размере 582,3 млн рублей определен с нарушением названных норм закона, поскольку, по расчетным данным, такая сумма превышает 800 млн рублей. По представлению прокуратуры правительством республики 15 марта текущего года принято постановление об увеличении объема денежных средств до 808 млн рублей.

— В прессе публиковались факты, когда в план мероприятий по ремонту МКД включались элементы, не существующие в домах. Например, подвалы…

— Действительно, такие факты были, когда в программу включались работы по капитальному ремонту подвалов, систем отопления 74 многоквартирных домов, в которых эти конструктивные элементы и системы фактически отсутствуют (в частности, в Иволгинском, Кабанском и Тарбагатайском районах).

Напротив, в программе отсутствовали сведения о реально требующих капитального ремонта элементах общего имущества многоквартирных домов. Не запланированы работы по ремонту кровли, подвалов и систем отопления 7 домов села Выдрино Кабанского района, подвалов 18 домов, систем отопления 4 домов, фасадов и фундаментов 7 домов этого же села.

Также при формировании республиканской программы министерством вопреки требованиям закона к подлежащим капитальному ремонту были отнесены 13 аварийных домов (в Кабанском и Муйском районах).

Была разработана проектно-сметная документация на проведение в 2018 году капитального ремонта системы отопления многоквартирного дома №1 по улице Больничный городок села Хоринск. Хотя сведения о проведении этих работ в региональной программе вообще отсутствовали.

В связи с нарушениями прокуратурой министру строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры. По этому же представлению минстроем республики будет возобновлен не проводившийся вопреки Жилищному кодексу РФ более 3 месяцев конкурс на замещение вакантной должности генерального директора «Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

— Насколько органы местного самоуправления включены в реализацию этой масштабной программы?

— В ряде случаев ненадлежащее формирование республиканской программы происходит именно из-за неисполнения органами МСУ обязанностей по проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов и своевременному представлению в минстрой актуальных сведений.

Большинство многоквартирных домов, вошедших в республиканскую программу, приходится на Улан-Удэ (14862 из 23619 домов, или 63% от их общего числа). Между тем администрацией Улан-Удэ в лице комитета городского хозяйства не приняты должные меры по мониторингу технического состояния жилищного фонда.

Например, в 2017 году комитетом предоставлялись в минстрой республики неактуальные сведения о техническом состоянии домов. То есть предоставлялись данные по состоянию на 2014 год. Указанные сведения комитетом городского хозяйства формировались в отсутствие технической документации на многоквартирные дома. Для устранения нарушений прокурором Железнодорожного района Улан-Удэ 9 февраля 2018 года председателю комитета городского хозяйства внесено представление.
Сергей Данилов