Интервью с первым заместителем прокурора Республики Бурятия Муравьевым А.К.

В статье 33 Конституции РФ закреплено право граждан России обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные заявления в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях его обеспечения принят и действует Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривающий единый порядок рассмотрения обращений.

Поэтому рассмотрение и разрешение обращений граждан и юридических лиц, содержащих сведения о нарушении закона, относятся к важнейшим полномочиям, которыми наделены органы прокуратуры в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

О том, кто и с какими жалобами обращается в прокуратуру, как их рассматривают и почему граждане идут именно к прокурору, в нашем сегодняшнем интервью расскажет первый заместитель прокурора Республики Бурятия Муравьев Александр Кириллович.

– Александр Кириллович, скажите, как часто люди обращаются к вам? Есть ли доверие к прокуратуре?

Активность граждан, их готовность и стремление к защите своих прав, является одним из критериев, которые позволяют судить о доверии общества к государственным органам. Анализ обращений позволяет сказать, что рейтинг органов прокуратуры достаточно высок.

Обращения в прокуратуру отражают наиболее острые социальные проблемы, позволяя определить основные направления прокурорского надзора. Если к нам идут, значит, доверяют. Последние несколько лет мы стабильно отмечаем рост числа заявлений от граждан.

За 2017 год к нам поступило более 23 тысяч обращений, из них разрешено непосредственно в нашем ведомстве около 11,5 тысяч, и почти каждое четвертое обращение признано обоснованным, по ним приняты меры прокурорского реагирования.

 На личный прием к прокурорам за прошедший год обратилось около 7 тыс. человек.

Отмечу активную гражданскую позицию отдельных наших жителей, их непримиримое отношение к несоблюдению законности от кого бы они не исходили. Мы благодарны таким гражданам за то, что с их помощью выявляются и устраняются допущенные нарушения.

– С какими жалобами к Вам чаще всего приходят?

Более половины разрешенных обращений содержало информацию о нарушении прав населения в сфере надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Разрешено 6,5 тысяч таких обращений.

В прошлом году около 1 тысячи заявлений поступило от граждан в сфере оплаты труда. По результатам рассмотрения доводы половины обращений признаны обоснованными. В истекшем году пресечено  3,5 тысячи нарушений, удалось погасить задолженность по оплате труда на общую сумму 259 млн. рублей. Так, Северобайкальской межрайонной прокуратурой в 2017 году приняты масштабные меры по восстановлению трудовых прав граждан – работников ООО «Транспортная строительная компания» и ООО «Байкалремстрой-2». В суд направлено свыше 100 заявлений о выдаче судебных приказов по заработной плате работникам данных предприятий. Сотрудники прокуратуры участвовали в отборе заявлений и объяснений от граждан, предъявляли заявления в суд. В итоге по результатам принятых мер взыскано более 22 млн. руб.

В некоторых случаях причинами задолженности были преступные действия руководителей организаций. К примеру, по факту невыплаты заработной платы руководством ЗАО «Улан-Удэстальмост», ООО «Байкал-тех», ООО «Управляющая компания «Уют», НАО «Нептун, ООО «Транспортная строительная компания», ООО «Геопост» и др. по материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела, часть из которых направлены суд.

– А кроме заявлений о нарушении трудовых прав, с какими еще  жалобами население обращается в органы прокуратуры?

Безусловно, одним из проблемных вопросов, с которым граждане обращаются к нам, являются нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В 2017 году прокурорами разрешено более 900 обращений по указанному вопросу. В основном заявители выражают несогласие с начислением платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе с платой за общедомовые нужды, надлежащее качество их оказания. Так, массовый характер в указанной сфере приобрели обращения на действия ОАО «Читаэнергосбыт», связанные с начислением платы за электрическую энергию на общедомовые нужды. Действенные надзорные мероприятия  повлекли уменьшение на четверть по сравнению с 2016 годом количества жалоб данной категории. По итогам рассмотрения нами удовлетворено чуть более 200 обращений.

В качестве примера в восстановлении законности можно привести проверку, организованную по обращению жителей Бичурского района, выявившую в деятельности ресурсоснабжающей организации, факты ненадлежащего начисления размера платы за потребленное тепло.

Поэтому прокуратурой в адрес руководителя организации внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения и произвести перерасчет. Представление рассмотрено и удовлетворено, виновное лицо привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа.

Поводом для обращения граждан в органы прокуратуры с заявлениями о нарушении жилищного законодательства являлось неисполнение органами местного самоуправления обязательств по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма, в том числе детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, нарушения законодательства при переселении граждан из аварийного и ветхого жилья. Таких жалоб рассмотрено свыше 700. В качестве положительного примера можно рассказать об обращении оставшейся без попечения родителей жительницы г. Северобайкальск, просившей оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Проведенной проверкой установлено, что девушка не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Еще в 2014 году решением главы муниципального образования она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений. В феврале 2018 года прокуратура направила в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ исковое заявление с требованием обязать Министерство социальной защиты населения республики обеспечить заявителя благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, которое судом удовлетворено.

Кроме того, продолжают оставаться актуальными обращения о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами службы судебных приставов. За истекший год прокурорами разрешено более 600 обращений в указанной сфере. Наиболее распространены такие   нарушения исполнительного законодательства как списание с арестованных счетов в кредитных организациях денежных средств должника, на которые обращать взыскание запрещено, удержание денежных средств из доходов должника в количестве, превышающем порог, установленный законом, длительное бездействие службы судебных приставов при исполнении судебных решений.

Треть всех разрешенных обращений, или 3,5 тысячи, касалась вопросов нарушений закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, при производстве следствия и дознания. Зачастую обжалуются  бездействие дознавателя или следователя при осуществлении проверок сообщений о преступлениях, при производстве предварительного расследования по уголовным делам, необоснованная волокита при принятии правовых решений по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, несогласие с принятыми по результатам доследственной проверки решениями.

К примеру, при рассмотрении обращения жителя Хоринского района прокуратурой установлено, что сообщение заявителя об умышленном поджоге его гаража органом полиции не зарегистрировано, рапорт не составлен, проверка по сообщению о преступлении не проведена и правовое решение не принято.

После внесения требования указанные нарушения закона устранены и по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.167 УК РФ.

– Известно, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений. Выявлялись ли какие-либо нарушения в указанной области?

Разумеется. Помимо того, что прокурорские работники сами разрешают обращения граждан, они осуществляют надзор за тем, как другие государственные органы рассматривают поступившие им жалобы. В ходе прокурорских проверок выявляются факты нарушений прав граждан на обращение в уполномоченные органы. В подавляющем большинстве случаев должностными лицами игнорировались требования федерального законодательства о рассмотрении обращений в 30-дневный срок, направлении в адрес заявителей мотивированных ответов. Зачастую чиновники не обеспечивали всестороннее рассмотрение доводов граждан. При этом наибольшее количество нарушений допускается должностными лицами органов местного самоуправления.

При выявлении подобного рода нарушений  нами инициируется применение мер административной ответственности в отношении виновных лиц (статья 5.59 КоАП РФ). Возбуждение дел о правонарушениях этой категории отнесено к исключительной компетенции прокурора.

За истекший год по выявленным нарушениям Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ по постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 36 должностных лиц. А к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора привлечено 84 должностных лица.

– А не свидетельствует ли большое количество обращений о том, что многие из них остаются без надлежащего разрешения, и граждане вынуждены писать в прокуратуру снова и снова?

Конечно нет. Анализ практики показывает, что количество повторных обращений на протяжении нескольких лет составляет всего 1,2 – 1,3 % от числа разрешенных. По-прежнему наибольшее количество повторных обращений поступает по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам. Заявителями являются осужденные лица, не согласные с постановленными в отношении них приговорами.

Общество поняло, что прокуратура стоит на страже интересов не только государства, но и каждого отдельно взятого человека. В настоящее время, благодаря развитию и внедрению передовых технологий, система отношений прокуратуры и населения переходит на новый уровень. Уже никого невозможно удивить тем, что, посетив официальные сайты как Генеральной прокуратуры Российской Федерации, так и прокуратуры субъекта, в том числе прокуратуры Республики Бурятия, можно сразу же, не выходя из дома, подать заявление о нарушении своих прав и законных интересов. Упростилась процедура подачи заявления, соответственно прокурор стал доступнее для граждан. Об этом свидетельствует рост обращений, поступивших через Интернет-приемную – в 2016 году их количество составило 1450, а в 2017 году уже 1814.

– Какие еще формы взаимодействия органов прокуратуры с населением предусмотрены в Вашей деятельности?

Скажу несколько слов об организации так называемых «горячих линий», информация о проведении которых размещается на сайте прокуратуры республики и передается в средства массовой информации на местах. В 2017 году органами прокуратуры республики неоднократно проводились «горячие линии» по вопросам коррупции и  невыплаты заработной платы.

Также прокурорами принимаются меры, направленные на расширение практики выездного приема жителей отдаленных районов и сельских поселений. Подобные мероприятия очень важны, поскольку в силу материального положения, преклонного возраста или состояния здоровья многие граждане не в состоянии прибыть лично в прокуратуру для решения вопроса о защите своих прав. Проводится прием граждан с использованием современных технологий, к примеру, видеоконференцсвязи, когда заявитель, проживающий в отдаленном районе, может напрямую обратиться к руководству прокуратуры республики с жалобой.

С 2013 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в День Конституции – 12 декабря, ежегодно, в органах прокуратуры организовано проведение общероссийского дня приема граждан.

В целях оказания субъектам предпринимательской деятельности помощи по правовым вопросам, реализации их права на личное обращение в органы прокуратуры, организовано проведение Всероссийского дня приема предпринимателей – в первый вторник каждого месяца.

В 2017 году руководством прокуратуры республики на личном приеме принято 266 граждан, из них 64 принято в районах республики и на местах. В текущем году прокурор республики Ковалева Г.Н. лично приняла уже свыше 100 человек по различным вопросам.

Хочу отметить, что во всех районных, межрайонных прокуратурах и в аппарате прокуратуры республики организован ежедневный личный прием граждан в течение всего рабочего дня. Кроме того, в аппарате прокуратуры дежурный прокурор ведет прием заявителей и в дневное время в выходные и праздничные дни.

Для открытости доступа круглосуточного обращения граждан в органы прокуратуры республики на официальном сайте прокуратуры работает Интернет-приемная, указаны номера телефонов дежурного прокурора, приемной прокурора республики, номер факса, а также размещена информация о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан.

– Конечно, объемы правозащитной деятельности прокуратуры впечатляют. Но все-таки, почему граждане в основной своей массе идут именно к вам, а не, предположим, к адвокатам?

Потому что прокуратура была и остается самым быстрым, действенным и доступным способом защиты нарушенных прав. Прокуроры мобильно, слаженно и четко организуют работу по приему и рассмотрению жалоб и заявлений.

В заключение добавлю, что рассмотрение обращений – это своего рода взаимное сотрудничество между заявителем и прокурором. Бывают случаи, когда обращения граждан помогают вскрыть некую, еще не замеченную нами проблему и таким образом дать возможность своевременно среагировать, запланировать и провести соответствующие проверки, принять иные меры упреждающего характера.

Изучая обращения граждан, внимательно относясь к поднимаемым в них вопросам, прокуратура всегда будет находиться в центре событий и процессов, происходящих в жизни нашего общества.