9декабря – Международный день борьбы с коррупцией, он отмечается ежегодно с 2004 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 2003 года. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
Целью учреждения этого дня является углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. В связи с этой датой «Новая Бурятия» поинтересовалась у прокурора РБ Валерия Петрова о мерах борьбы против коррупции в республике.
Валерий Георгиевич, какую работу по борьбе с коррупцией проводят органы прокуратуры республики?
– Коррупция является серьёзным препятствием на пути реализации конституционных прав граждан. С принятием национальной стратегии противодействия коррупции, в республике сформирована соответствующая законодательная база. Все органы власти включились в антикоррупционную работу. Прокуратуре поручено координировать эту работу. Особое внимание уделяется эффективному взаимодействию правоохранительных и надзорных органов в этой сфере. Создана и работает постоянно действующая межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции. Налажено деловое взаимодействие с представителями общественности и СМИ республики.
– Может ли гражданин обратиться в органы прокуратуры с заявлением об известных ему фактах коррупции?
– Для максимального и своевременного информирования населения, а также открытости доступа для обращений граждан по фактам нарушений законодательства о противодействии коррупции на сайте прокуратуры республики открыт раздел «Борьба с коррупцией», регулярно проводятся «горячие линии» для граждан и организаций, работает «телефон доверия» 46-35-47. Кроме того, в органах прокуратуры республики ведётся ежедневный приём граждан.
Нацеленность органов прокуратуры на усиление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции способствует значительному повышению результативности прокурорских проверок. Приоритетное место в работе органов прокуратуры занимают вопросы предупреждения коррупционных правонарушений.
Среди них особое место занимает организация тотального проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов всех органов власти и управления. Так, только за 9 месяцев этого года выявлены коррупциогенные факторы в 238 нормативных правовых актах и их проектах из 8 тысяч нормативных правовых актов.
— Эту работу вы проводите не первый год, снижается ли количество нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы?
— Число правовых актов, в которых прокурорами устанавливаются коррупционные факторы, снижается. Это происходит благодаря тому, что прокурорами выявляются коррупциогенные факторы на проектной стадии. Таким образом, пресекается принятие незаконного правового акта.
В текущем году органами прокуратуры республики в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции выявлено свыше 1200 нарушений закона. Для их устранения внесено более 400 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено около 250 должностных лиц, на незаконные акты принесено 73 протеста, направлено 20 исков в суд.
Наибольшее количество правонарушений, сопряжённых с коррупционной составляющей, органами прокуратуры выявлено в сферах исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе, бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также в сфере реализации органами власти разрешительных процедур.
Продолжена работа по надзору за соблюдением исполнения служащими требований антикоррупционного законодательства. Проведены надзорные мероприятия по проверке достоверности сведений о доходах и имуществе, представленных служащими государственных и муниципальных органов республики.
— Вы затронули тему деклараций о доходах чиновников. Часто ли в ходе прокурорских проверок выявляется скрытое имущество? Что может грозить таким нарушителям?
— Действительно, имеют место факты предоставления госслужащими недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, за истекший период 2011 года выявлено свыше 700 нарушений, при этом наибольшее их число пришлось на муниципальных служащих. Чаще всего чиновники не указывали в справках о доходах объекты недвижимости, находящиеся в собственности, полученные доходы либо вообще не представляли эти сведения.
Требования к таким нарушителям закона ужесточаются. В ноябре 2011 года в законодательство внесены изменения в области противодействия коррупции, которыми конкретизирована ответственность служащих за подобные нарушения, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. Установленные законом ограничения и запреты распространяются теперь и на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.
Не снижали темпы работы прокуроры по пресечению фактов коррупционных проявлений при закупках для государственных и муниципальных нужд. Только в этом году по инициативе прокуратуры возбуждено и расследуется семь уголовных дел в отношении должностных лиц государственных и муниципальных органов, незаконно распорядившихся бюджетными средствами.
-Коррупция — изначальная причина многих уголовных дел. Кто чаще всего бывает замешан в коррупции?
– Большинство составляют чиновники среднего и низшего звена – это врачи, милиционеры, муниципальные служащие. Это не значит, что чиновники высшего звена не нарушают закон, просто их сложнее выявлять.
Особое значение при реализации национальной стратегии противодействия коррупции придаётся правоохранительным мерам. Благодаря концентрации усилий правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в текущем году выявлено 154 преступления против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 32 факта получения и дачи взяток, возбуждено 137 уголовных дел коррупционной направленности. Мы нацеливаем правоохранителей как раз на то, чтобы, прежде всего, выявлялись матёрые мздоимцы. Такие среди облечённых властью, как я уже сказал, у нас есть.
Так, продолжается расследование уголовного дела в отношении преступной группы, участниками которой стали сотрудники ГИБДД республики, за получение взяток в связи с незаконной регистрацией транспортных средств.
В последнее время чаще стали привлекаться к ответственности именно руководители органов государственной власти и местного самоуправления. Против таких лиц в текущем году судами рассмотрено 41 уголовное дело о коррупционных преступлениях, в том числе в отношении двух руководителей органов исполнительной власти, двух глав муниципальных образований и шести должностных лиц органов местного самоуправления.
Несмотря на принимаемые меры, результаты противодействия коррупции явно недостаточны.
Не приобрела ещё системной основы работа по выявлению и пресечению наиболее опасных организованных форм коррупции. По-прежнему активность правоохранительных органов ограничивается низовой коррупцией.
Ввиду высокой латентности этого вида преступности требуется целенаправленная, кропотливая работа органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их усилия необходимо сосредоточить, прежде всего, на противодействии преступлениям, совершаемым должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления.
Анализ проделанной работы помогает выработать векторы дальнейшей работы по эффективному противодействию коррупции. Безусловным приоритетом является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, а ключевыми принципами — предупреждение и профилактика коррупции, уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизация последствий.
В заключение хочу отметить, что для достижения конкретных результатов в борьбе с коррупцией требуются усилия не только правоохранительных органов, но и органов власти всех уровней, а также институтов гражданского общества.
Александр Михайлов «Новая Бурятия» № 49 от 11 декабря 2011г.